Вывести бизнес из тени опыт других стран. Три шага для вывода бизнеса из "тени": анализ налоговых рисков

Штрафы за предпринимательскую деятельность без образования юрлица или регистрации в качестве индивидуального предпринимателя предлагают ужесточить. Если нелегальный бизнесмен не желает выходить из тени, за это должен полагаться штраф в размере до 30 тыс. рублей. Такую инициативу подготовила группа депутатов-единороссов во главе с Владимиром Афонским (проект есть у «Известий»). Предложение уже поддержали в Минюсте и в думской фракции ЕР, при этом парламентарии рекомендовали коллегам всё же подумать о возможном снижении размера взыскания. Эксперты отмечают, что кнут без пряника работать не будет - необходимо создать условия, стимулирующие добровольный переход предпринимателей «на светлую сторону».

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях подготовили единороссы Владимир Афонский, Виктор Дзюба, Николай Петрунин и Наталия Пилюс. Они предлагают повысить существующие штрафы за ведение бизнеса без госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве юрлица - например, в форме ООО. Сейчас за это полагается взыскание от 500 рублей до 2 тыс. рублей (ч. 1 ст. 14.1). Согласно проекту, штраф на первый раз должен составлять от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, а в случае повторного и последующего выявления нарушения - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей.

Нововведение призвано поставить барьер для недобросовестных предпринимателей, пояснил «Известиям» глава экспертно-консультативного совета (ЭКС) фракции «Единая Россия» по взаимодействию с бизнес-сообществом Дмитрий Сазонов. ЭКС поддержал инициативу, после чего она получила одобрение координационного совета фракции. Вместе с тем оба совета рекомендовали авторам законопроекта подумать о том, чтобы снизить предлагаемый размер санкций.

Авторы законопроекта полагают, что для пресечения возможных нарушений действующих штрафов уже недостаточно. Размер этих взысканий меньше госпошлины, которая берется за регистрацию ИП и юрлица (800 рублей и 4 тыс. рублей соответственно), и штрафов для легальных бизнесменов - например, за несвоевременное предоставление данных о налогоплательщике (10 тыс. рублей). Кроме того, штрафы не повышались уже более 10 лет и за это время успели «обесцениться», говорится в пояснительной записке к документу. В этих условиях у нелегальных бизнесменов отсутствует стимул для выхода из тени, поскольку заплатить небольшой штраф - более выгодно. А потому число подобных нарушений растет. Например, в Тульской области в 2016 году было выявлено 98 случаев ведения бизнеса без госрегистрации, а за девять месяцев 2017-го - уже 128. По данным судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2015 году суды рассмотрели более 140 тыс. дел по ст. 14.1 КоАП, а в 2017-м их было более 154 тыс. (в статистику входят также случаи предпринимательской деятельности без лицензии либо с грубым нарушением ее условий). По мнению депутатов, новшество будет способствовать росту сбора налогов и поддержит добросовестных бизнесменов, а также защитит граждан от товаров и услуг, предоставляемых «теневыми» предпринимателями.

При действующих сегодня штрафах «теневик» заплатит меньше, чем зарегистрированный предприниматель, даже если его будут привлекать к ответственности каждый месяц, отметила адвокат юргруппы «Яковлев и партнеры» Анна Бойцова. Вместе с тем регистрация ИП или юрлица добавляет обязанностей и ответственности. Однако для легализации бизнеса требуются всё же не репрессивные меры, а создание условий для добровольного перехода предпринимателей «на светлую сторону», считает она. Например, отдельный учет самозанятого населения с упрощенным порядком отчетности и пониженными платежами в бюджет или увеличение размера годового дохода, при котором предприниматель обязан платить дополнительные взносы в обязательные фонды.

Штрафы принесут желаемый результат только в случае разработки механизма идентификации самозанятых граждан, считает и член Ассоциации юристов России, адвокат Екатерина Мельник. Пока же велика вероятность введения необоснованных санкций для тех, кто иногда подрабатывает, но предпринимательской деятельности не ведет. Такое встречается довольно часто, подчеркнула она.

Для борьбы с теневым бизнесом нужно не ужесточать санкции, а создавать стимулы для развития, согласен председатель подкомитета по экономической безопасности ТПП РФ Валентин Игнатьев. По его словам, вести бизнес сегодня непросто, а нововведение лишь даст дополнительный кнут проверяющим.

Низкие штрафы играют на руку теневому бизнесу и приводят к тому, что проблема становится системной, признает сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. Добросовестные предприниматели проигрывают конкуренцию, потому что вынуждены закладывать в стоимость своей продукции и услуг бюрократические и налоговые издержки. Но, с другой стороны, даже при штрафах в размере 30 тыс. рублей всё равно будет прибыльнее вести бизнес подпольно, считает он. Больший эффект, по мнению эксперта, дали бы такие меры, как упрощенная система налогообложения, устранение бюрократических препон и снижение контрольно-надзорного давления.

Современные методы выявления и пресечения незаконной предпринимательской деятельности неэффективны в контексте решения задачи «обеления» хозяйствующих субъектов, поэтому предлагаемое ужесточение значительным образом не повлияет на выход предпринимателей «из тени», считает первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. При этом увеличатся риски окончательно отбить у населения желание пробовать себя в каком-то деле. Единственными инструментами, которые позволят эффективно сократить теневой сектор, являются специальные меры поощрения, считает он. Целесообразно установить специальные меры, которые будут стимулировать предпринимателей к регистрации отношений с государством. Такими мерами, отметил эксперт, могут стать освобождение от налогов на определенный период и в пределах определенного уровня заработка, создание условий для льготного кредитования, а также помощь в маркетинге и поиске клиентов.

На всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей бизнес-омбудсмен Борис Титов представил новую программу для стимулирования вывода малого и среднего бизнеса из тени - «Свет для гаражной экономики».

Административная и фискальная нагрузка на бизнес выросла, ситуация с теневой экономикой значительно ухудшилась из-за принятых в 2013-2014 годах правительством решений, констатировал Титов. По его словам, государство само «убивает» позитивный эффект от предпринимаемых мер по улучшению инвестиционного и делового климата в стране.

Оценки теневого сектора варьируются. Всемирный банк оценивает размер теневой экономики в России в 50% ВВП, уточнила вице-президент ТПП Елена Дыбова. Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров – в 39% ВВП.

Согласно исследованию Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС, доля россиян, которые за последний год хотя бы иногда работали неофициально или за зарплату в конверте, составляет около 44,8% от общего числа занятых в 2017 году. Доля тех, кто постоянно получает зарплату в конвертах, увеличилась в 2017 году с 28,8% до 31,4%.

По расчетам Министерства труда и социального развития, около 15 млн человек полностью исключены из официального сектора экономики. Скрытый фонд оплаты труда (доходы работников в неформальном секторе и серые зарплаты в официальном секторе) Росстат оценил в 10,9 трлн рублей в 2015 году (13,4% от ВВП).

В числе мер, увеличивших нагрузку на бизнес, - повышение ставок социальных страховых платежей, в результате которого более 0,5 млн индивидуальных предпринимателей снялось учета; введение налога на недвижимость для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения; увеличение штрафных санкций; повышение кадастровой стоимости земли; политика высокой ключевой ставки ЦБ РФ; повышение тарифов естественных монополий.

Новые сложности для бизнеса принес и отзыв лицензий у банков со стороны ЦБ, который обернулся блокированием средств на расчетных счетах у предпринимателей. Сейчас на этот счет поступает по 60-70 обращений в день, уточнил управляющий партнёр Management Development Group Inc и омбудсмен по защите прав самозанятых граждан и микробизнеса Дмитрий Потапенко.

Титов предложил создать специальную организационно-правовую форму «индивидуальный предприниматель без права найма» с упрощенным режимом регистрации и снятия с учета (через МФЦ) и пониженными размерами взносов (платеж за патент не должен превышать 10 000 рублей в год. Упрощение режима обсуждалось с Минэкономразвития и заинтересованными ведомствами, уточнил заместитель гендиректора АО «Корпорация МСП» Максим Любомудров.

В числе мер по стимулированию вывода малого и среднего бизнеса из теневого сектора – мораторий на большинство проверок, амнистия для бизнеса и снижение в 2 раза штрафов, предусмотренные КоАП для предприятий малого и среднего бизнеса.

Программа «Свет для гаражной экономики» предлагает также пакет мер по финансовому стимулированию малого и среднего бизнеса: предоставление возвратных ссуд на начало бизнеса в 1 млн рублей под личную гарантию предпринимателя; субсидирование до 5% годовых кредитов под проектное финансирование, отмену резервирования ЦБ по целевым кредитам и использование инструментов рефинансирования под секьюритизированные пакеты кредитов в рамках системы проектного и торгового финансирования.

По словам Титова, консолидированные меры позволят к 2025 году увеличить вклад МСП в ВВП с 20% до 30%, а число создаваемых рабочих мест - с 26% (18,8 млн человек) до 45% от их общего количества, а ВВП в итоге увеличится на 2,5%.

Большинство предложенных мер не вызывает возражений и часть из них уже обсуждаются регуляторами, уточнил Любомудров. По его словам, программа представляет консолидацию предложений разных ведомств.

По расчетам ИНП РАН, в случае реализации пакета мер, в секторе МСП может быть занято до 60% россиян к 2035 году.

Кнопка помощи

Помимо стратегического плана, Титов представил на конференции и текущий функционал - специальный электронный сервис «Набат», который позволяет предпринимателям получить оперативную помощь уполномоченного в случае внеплановой проверки или обыска. Специальное мобильное приложение работает в режиме «красной кнопки» и доступно для бесплатной загрузки в AppStore.

Чтобы воспользоваться сервисом, нужно пройти предварительную регистрацию, чтобы в дальнейшем оператор колл-центра мог идентифицировать обратившегося за помощью, когда возникнет такая необходимость. Когда предприниматель запускает сервис, его просят предоставить данные о проведении проверки и проверяющих, чтобы установить ее статус (плановая, внеплановая, административное расследование, есть ли запись в реестре) и зафиксировать нарушения. Сервис позволяет защищать интересы предпринимателей, противодействовать незаконным проверкам, контролировать действия проверяющих и обеспечивает участие уполномоченного.

В числе ближайших анонсированных Титовым задач для уполномоченных было создание нового рейтинга регионов по уровню безопасности ведения бизнеса. Такой рейтинг бизнес-омбудсмен планирует смоделировать с помощью ФСО: его результаты могут стать инструментом для взаимодействия с региональными властями, поскольку он позволить оценить действия различных региональных служб и ведомств, а не только эффективность того или иного губернатора.

Агентство Bloomberg со ссылкой на анонимные источники сообщило, что Владимир Путин потребовал от государственных чиновников обеспечить вывод 30 млн. россиян из теневой экономики. Какие препятствия и побочные эффекты таит в себе борьба с гаражной экономикой?

Пару недель назад агентство Bloomberg со ссылкой на анонимные источники сообщило, что Владимир Путин потребовал от государственных чиновников обеспечить вывод 30 млн. россиян из теневой экономики. Это произошло на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Вероятно, это один из целевых посылов, которые президент планирует реализовать в ближайшие годы. Примерно такой же - как создание 25 млн. рабочих мест. (Где они?). А если так, то за исполнение данного поручения чиновники возьмутся серьёзно. Нет никакого сомнения в том, что уклонение от уплаты налогов является угрозой экономической безопасности и должно пресекаться. Однако какие препятствия и побочные эффекты таит в себе борьба с теневой экономикой?

НЕВИДИМАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Существенная доля российского бизнеса находится в тени, чтобы платить меньше налогов. Стоит оговориться, что в данном случае речь идёт о некриминальной части теневой экономики - то есть о так называемой серой (ненаблюдаемой) экономике.

Сюда относятся в принципе законные экономические операции, масштаб которых занижается с целью уклонения от уплаты налогов. В более широкое определение теневой экономики входит и криминальный бизнес - наркоторговля, торговля оружием, людьми, контрабанда и т. д.

Рос т теневой экономики в России ускорился с начала текущего кризиса. С января по сентябрь 2014 года в теневой экономике стало работать на 1,5 млн человек больше. Их численность достигла 14,9 млн. А с ноября 2014 года по февраль 2015 года неформальная занятость уже увеличилась до 17–18 млн человек. Каждый пятый работник из числа занятого населения трудоустроен в неформальном секторе. С учетом тех, кто получает часть зарплаты в конвертах, теневая занятость может доходить до 40%.

Влияет ли на этот процесс экстремистская либеральная догматика? Безусловно.

Весь теневой сектор занятости можно условно разделить на две части: это 1) фирмы, для которых сокрытие налогооблагаемой базы является единственным условием выживания , и 2) фирмы, которые легко могли бы прожить и без ухода в тень.

ЖИЗНЬ В ТЕНИ


Есть и другой сектор теневого бизнеса - малый бизнес, который едва сводит концы с концами и вряд ли смог бы существовать, полностью уплачивая налоги. Вывод такого бизнеса из тени равносилен его банкротству и ликвидации.

И зависит это, прежде всего от экономических условий для деятельности, созданных властью. Безумные кредитные ставки, прежде всего. Такой бизнес не приносит доходов в бюджет, однако он решает важнейшую задачу - обеспечивает самозанятость населения. В противном случае люди попросту оказались бы на бирже труда, и государству пришлось бы выплачивать им пособия.

Кроме того, малый бизнес способствует росту ВВП (через мультиплицированное воздействие на экономику) и поддерживает рыночную конкуренцию. Причем требовать от него экспортной конкурентоспособности, способности исполнять госзаказ (о чем разглагольствует правительство Медведева) - верх экономической глупости. Этот сегмент малого бизнеса очень чувствителен к налоговому давлению. Вряд ли может быть иначе, когда прибыли едва достигают уровня средней зарплаты по стране, а рентабельность исчисляется считанными процентами.

Мы уже видели результат неразумного регулирования налогообложения малого бизнеса, когда в 2013 году были почти вдвое повышены обязательные взносы для индивидуальных предпринимателей. В результате за два года закрылись более 600 тысяч ИП. Кто-то ушёл в тень, кто-то прекратил заниматься бизнесом. Правительство сделало это своими руками. Зачем?

Уход в тень для такого бизнеса является не проявлением жадности, а формой компенсации недостаточной государственной поддержки и повышенных издержек в виде процентных ставок по кредитам (рис. 1).



Рис. 1. Результаты опроса, проведённого Центром научной политической мысли и идеологии в ходе «Российского бизнес-собрания по проблеме денежно-кредитной политики» 10 марта 2016 года. Респондентам предложили н азвать наиболее значимые проблемы российского бизнеса. На рисунке отражен % респондентов, назвавших соответствующую проблему.

Таким образом, в рамках теневой экономики выделяется два сектора, воздействие на которые в рамках политики по выводу из тени должно принципиально отличаться. Реально доходные виды бизнеса, активно эксплуатирующие наёмный персонал, должны в полной мере выводиться из тени. Необходимо заставить их добросовестно платить налоги и соблюдать права своих работников.

Что же касается малого бизнеса, балансирующего на грани рентабельности, то налоговая нагрузка на него, напротив, должна быть максимально снижена законодательно. Главное: должна поменяться денежно-кредитная политика, ставка кредита. Но это сродни тому, что правительству и президенту нужно было бы сменить веру, что ли. Монетаризм похоже у них в крови. А перелить кровь пока общество и политический процесс не в состоянии. Одновременно необходимо максимально упростить административные процедуры его регулирования.

Всё это позволит увеличить численность малого бизнеса. В случае эффективного вывода из тени крупных налогоплательщиков потери от снижения налоговой нагрузки на малый бизнес будут полностью скомпенсированы. А общеэкономический эффект от роста малого бизнеса будет ещё существеннее. Однако насколько легко реализовать такой сценарий в России?

ЭКОНОМИКА ИЗ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ СЛОЕВ

Одна из ключевых проблем российского государственного управления последних двух десятилетий заключается в отсутствии верховенства закона. Правовое регулирование является фрагментарным и непоследовательным. Изъеденное коррупцией государство не в состоянии добиться того, чтобы закон был одинаков для всех. Самые сильные игроки имеют статус неприкосновенности в то время, как слабые сполна несут ответственность за неисполнение закона.

Так и в случае с выводом экономики из тени. Вряд ли налоговые органы смогут приструнить крупных бизнесменов, прочно встроенных в систему высокопоставленного лоббирования и крышевания. А отдуваться за всех, весьма вероятно, придётся малому бизнесу. Распоряжение-то есть! Вот и будут выводить народ из тени. По традиции. «А ну выходи из тени! Шаг влево, шаг вправо считается побегом! ».

Такое безалаберное выполнение изначально грамотных задумок мы видели уже не раз. Это и майские указы, превращённые в массовые увольнения бюджетников вместо поднятия их зарплат. И законы о госзакупках, в результате которых возросла волокита, и снизилось качество, но так и не была искоренена коррупция. И развитие, вместо которого кризис за кризисом. И многое другое.

Коррупция и отсутствие нормального правосознания существенно снижают эффективность любого крупного государственного начинания в современной России. Есть опасность, что не станет исключением и выведение экономики из тени. Если политика по борьбе с тенью будет несбалансированной, под ударом рискует оказаться малый бизнес.

Ужесточение налогового администрирования, сокращение и резкое удорожание рынка «наличных денег», активное участие МВД в налоговых проверках наводят многих предпринимателей на мысль – а не отказаться ли от сомнительных схем и не начать ли платить все налоги.

Вы составляли честь теневой экономики России, если пользовались услугами «серых» или «черных» контор, которые только рисовали документы, а услуги реально не оказывали. Если вы часть зарплаты выдавали в конверте. Если вы не показывали всю выручку в отчетности. В общем, вы были «в тени», если уменьшали налоговые платежи незаконными методами.

Предположим, что вы решили с понедельника, ну или с 1 февраля начать новую жизнь, а именно – платить все установленные государством налоги.

Как долго вас будут преследовать «грехи прошлой жизни»

Налоговая ответственность

Налоговая проверка может быть проведена за три календарных года, предшествующих году назначения проверки. То есть, если налоговая проверка будет назначена на декабрь 2018 года, то в период проверки попадут 2015, 2016, 2017 года деятельности.

Срок давности для привлечения к налоговой ответственности составляет три года.

Уголовная ответственность

А вот если при занижении налогов имел место сговор лиц (например, директор и главный бухгалтер – это уже группа лиц) или вы не уплатили налогов в особо крупном размере, то вступает в права уголовная ответственность, по которой уже срок давности составляет 10 лет.

Значит, в течение 10 лет с момента совершения правонарушения государство вправе предъявить вам обвинения по статьям Уголовного Кодекса.
Особо крупный размер – это более 15 миллионов рублей неуплаченных налогов за три года.

Следственные органы могут возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях не только по материалам, представленным налоговыми органами. Получается, что уголовное дело может быть возбуждено и по тем периодам, которые в период налоговой проверки уже не входят.

Как избавиться от «проблемного» ООО

Итак, вы решили, что пора начать новую жизнь и не хотите при этом переживать следующие 10 лет о том, увидит ли следователь признаки преступления в вашей прошлой деятельности или «повезёт»…. Другими словами, вы хотите избавиться от проблемного ООО. Какие есть варианты?

Ликвидация

Ликвидация юридического лица – процедура понятная, но долгая. Вы должны погасить все задолженности, зарегистрировать решение о ликвидации, сделать объявление в печати, составить промежуточный и ликвидационный баланс и... пройти налоговую проверку!

Реорганизация

Можно ликвидировать юридическое лицо путем присоединения к другой компании. Такие операции сейчас на особом контроле в налоговом органе – все участники процесса вызываются в налоговую, и если нет разумной цели данной реорганизации, то в регистрации реорганизации налоговый орган может отказать.

Продажа доли в ООО «специальным» людям

Все изменения в состав учредителей проводит сейчас нотариус. Вы должны привести «внятного и разумного» покупателя вашей доли в проблемном ООО.

Кроме того, всегда есть риск, что лицо, которому вы продали долю, на допросе скажет, что целью сделки было не приобретение юридического лица, а получение им пяти тысяч рублей. И тогда органы внутренних дел могут применить статьи 173.1 и 173.2 УК РФ, в которых говорится об использовании подставных лиц для внесения сведений в ЕГРЮЛ.

Получается избавиться от компании сегодня совсем и совсем непросто. И пока вы размышляете о том, как вести бизнес, вы ежеквартально, начиная с 2015 года сдаете данные в налоговую о том, у кого вы купили ТМЦ и кому продали. И эта информация будет храниться в налоговом органе неопределенное количество лет.

Таким образом, простых и легких путей устранения рисков нет. Необходимо знать об этом, взвешивать риски при осуществлении деятельности, а при необходимости .

Чиновники в очередной раз разработали план по выводу из тени малого бизнеса. Минфин обещает налоговые каникулы, патент на многие виды деятельности и амнистию прошлых грехов.

Минфин России анонсировал комплекс налоговых мер, направленных на вывод из тени российского малого бизнеса. В пакет вошли законопроекты, которые уже находятся на рассмотрении Госдумы и которые только разрабатываются чиновниками.

О шагах Минфина по легализации малого бизнеса в ходе Владимирского экономического форума рассказал глава министерства Антон Силуанов. Министр перечислил меры, которые по его мнению, могут повлиять на решение теневых бизнесменов работать легально:

  • повышение лимита доходов для использования упрощенной системы налогообложения;
  • налоговые каникулы для самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей;
  • расширение перечня видов деятельности, при которых возможна покупка патента.

Антон Силуанов сообщил, что чиновники знают о большом количестве граждан, которые занимаются собственным небольшим бизнесом не нелегальной основе. И готовы идти на встречу для вывода таких предпринимателей из тени. Власть готова простить им занятие неузаконенной предпринимательской деятельности и освободить от налогов на несколько лет. Зато потом чиновники ожидают от такого малого бизнеса работы по всем правилам.

Одной из самых привлекательных систем налогообложения для такого малого бизнеса Минфин считает возможность покупки патента. При такой форме уплаты налога бизнесмену не нужно вести бухгалтерию и отчитываться о полученных доходах. Он платит фиксированную сумму стоимости патента на определенный период работы и может не переживать о том, что ему предъявят еще какие-то претензии по налогам. Единственное ограничение в патентной системе налогообложения - ограниченное число видов деятельности, на которые она распространяется. Поэтому чиновники планируют расширить перечень видов деятельности на которые можно будет покупать патент.

Аналогичные меры предлагают и сами бизнесмены. В частности, уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов, который уже давно работает над проблемой самозанятых граждан, представил Президенту России Владимиру Путину программу «Экономика роста», разработанную в Столыпинском клубе. В этой программе уделено большое внимание проблемам малого бизнеса и необходимости его вывода из тени путем создания условий для развития и роста. В концепции, в частности, предусмотрено увеличение доли рабочих мест малого и среднего бизнеса до 60% от всего рынка труда в стране, а также программа льготного кредитования и субсидирования малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.