Важность выбора будущей профессии. Как выбрать профессию: советы и рекомендации для школьников и взрослых

Вопрос выбора профессии является актуальным на протяжении долгих лет. То, чем будет заниматься человек в будущем, существенно будет влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, на всю жизнь в целом. Однако перед тем как стать специалистом в определенной отрасли, приходится проделать немалый путь, начиная от самой мысли "кем быть" и заканчивая получением всех необходимых знаний и опыта для работы.

С чего начинается выбор профессии?

Разговор о профессии начинается с самого детства. Уже у маленьких детей спрашивают: «Кем ты хочешь стать в будущем?» Дети отвечают на этот вопрос по-разному: кто-то говорит, что хочет стать врачом, кто-то - учителем, мальчишкам нравятся летчики, космонавты, а кто-то даже отвечает, что желает стать Президентом. Стоит отметить, что даже игры, в которые играют дети, отражают интересы детей, где они или лечат кого-то, или что-то строят, готовят и так далее.

У кого-то и осуществляются детские мечты, а кто-то много раз меняет свое мнение по поводу того или иного вида деятельности. Если же ребенок сильно увлечен чем-то, ему нужно помогать развивать свои способности в этой сфере, подсказывать и направлять в нужном направлении.

В современном мире появляется множество разных профессий. Благодаря компьютеризации увеличился выбор специализаций. Появилась возможность работать не только в офисе, но и удаленно, например, дома за компьютером по Интернету. Чтобы иметь более четкое понятие о разнообразии профессий, можно разделить их на определенные группы.

Основные классификации профессий

Можно выделить типы, группы и отделы профессий.

Типы профессий определяются по предмету труда :

  • знаковые системы;
  • природа;
  • техника;
  • художественный образ;
  • человек.

Распределение профессий по группам осуществляется, исходя из условий труда:

  • бытовой микроклимат;
  • моральная ответственность;
  • необычность;
  • открытый воздух;
  • экстремальность.

В зависимости от средств труда выделяются следующие отделы профессий:

  • автоматические;
  • механические;
  • ручные;
  • теоретические;
  • функциональные.

Проблема выбора профессии

Будущая профессия является основным звеном для осуществления нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому очень важно выбирать профессию именно ту, где можно проявить себя с хорошей стороны, быть нужным для общества. Проблема выбора состоит в том, что на данный момент существует огромное количество профессий, среди которых нужно выбрать лишь одну.

Факторы

Факторы выбора профессии принято выделять внешние и внутренние. Рассмотрим подробнее и те и те.

Внешние факторы подразумевают место профессии на рынке труда, заработную плату, мнение и отношение окружающих к данному виду деятельности. Особую роль играет престиж профессии. Однако это может вызывать определенные сложности при дальнейшем трудоустройстве из-за большого количества специалистов одной и той же отрасли.

Внутренние факторы подразумевают способности самого человека, который стоит перед выбором, кем стать.

Внешние факторы, влияющие на выбор профессии

Востребованность, которая тоже относится к внешним факторам, характеризуется нестабильностью. Профессии, которые пользуются спросом на сегодняшний день, могут быть невостребованными через некоторый промежуток времени.

Хоть и к заработной плате особое отношение, следует учитывать тот факт, что сама профессия не может гарантировать высокого заработка. Тут также нужно рассматривать возможность карьерного роста. Так как, будучи представителями одной профессии, кто-то может находиться на высокой должности и иметь хороший доход, а кто-то, наоборот, занимать низкую должность и получать небольшую зарплату.

Необходимо оценивать реальную возможность в получении профессии. Здесь немаловажную роль имеет финансовое положение, так как при поступлении сложно попасть на бюджетную форму обучения.

Внутренние факторы, влияющие на выбор профессии

От характера и личностных качеств зависит то, каким специалистом он станет. Не стоит ставить планку выше своих возможностей. Не стоит окунаться с головой в медицину, если химия и биология являлись сложными и непонятными предметами. Хороший программист не получится из того, кто не дружил с математикой и информатикой. Учитель без творческих способностей, терпеливости и любви к детям обречет себя на душевное расстройство.

Следует заниматься тем, где можно действительно применить все необходимые знания. Работа должна доставлять удовольствие и быть интересной для самого работника не только с ее материальной стороны, но и содержания.

Роль школы при выборе профессии

Проблема выбора профессии должна рассматриваться и в самой школе. Здесь как нигде проявляются способности учеников, оцениваются их знания, прослеживается уровень коммуникабельности в общении со сверстниками и учителями.

Классный руководитель должен посвящать этой теме не один классный час. Выбор профессии очень сложен для ребенка, ведь пока его шаги контролируются родителями и учителями. Здесь, все же, принять решение стоит самостоятельно, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.

Определение будущей профессии требует немало времени. Для этого в школах проводятся специальные занятия для профориентации, предлагается заполнять анкеты, направленные на изучение способностей и предпочтений учеников. Учащиеся пишут эссе на тему «Моя будущая профессия». Все это делается для того, чтобы помочь каждому ученику в этом нелегком выборе, направив его на верные действия.

«Моя будущая профессия» - сочинение, где должны быть описаны желания и взгляды на ту или иную деятельность конкретного ребенка. Это первый шаг, чтобы начать разговор с ребенком о том, кем ему можно стать, реально оценив все его качества, умственные способности и интересы. Перед этим заданием учителю необходимо дать четкие указания, как писать эссе на тему «Моя будущая профессия». Важно донести значимость темы и объяснить, зачем она дается для написания.

«Моя будущая профессия» - сочинение, за которое недостаточно поставить просто отметку.

Роль родителей при выборе будущей профессии ребенка

Родители - люди, которые знают своего ребенка с пеленок, которые видели, как он развивался, что ему нравилось с самого детства. На протяжении всего времени они присутствовали рядом и вместе решали какие-то проблемы. Они лучше всех могут охарактеризовать свою дочь или сына и сказать, в какой сфере их ребенок мог бы добиться успеха.

Конечно, родители должны часто разговаривать с детьми об их будущем. Будущая профессия играет очень важную роль в жизни человека, поэтому бросать ребенка один на один с выбором, кем стать, нельзя. Родителям следует вместе с детьми анализировать ситуацию в мире, определяться заранее. Это необходимо для того, чтобы в школе можно было уделять должное внимание тем предметам, которые в дальнейшем будут необходимы при поступлении. Если позволяет финансовое положение - прибегнуть к помощи репетиторов, приобрести все необходимые книги для изучения.

На сегодняшний день существует огромное количество специализированных курсов, где детям помогают заполнить пробелы в знаниях по определенным школьным предметам. Здесь более досконально изучается то, что может не объясняться в школе. Курсы английского языка - отличный вариант для тех, кому язык необходим в дальнейшем. Все это, конечно, не бесплатно, однако если финансы позволяют - это будет очень разумное вложение.

Наиболее востребованные профессии

Будущая профессия должна соответствовать требованиям современного общества, поэтому при выборе необходимо изучить спрос на тех или иных специалистов. Востребованные профессии будущего, а точнее некоторые из них, представлены ниже.

Так как с каждым годом производство все более развивается, обществу необходимы будут инженеры, особенно химической, нефтедобывающей промышленности.

Так как без компьютеров практически невозможно представить современного человека, то специалисты ИТ будут всегда пользоваться спросом.

В последнее время должное внимание уделяется экологии окружающей среды, поэтому работники в этой сфере будут нужны всегда.

Профессионалы в области красоты, здоровья и развлечений - люди, без которых нельзя представить мир.

Строительство постоянно развивается. Оно нуждается как в рабочей силе (иными словами в строителях), так и в архитекторах.

Куда пойти учиться?

После окончания школы учащихся ждет новая ступень. Эта ступень может быть как поступление в колледжи, училища, так и в высшие учебные заведения. В первые заведения можно поступить после 9 классов, соответственно, выйти раньше на работу и зарабатывать деньги. Если есть желание получить высшее образование после колледжа или училища, то можно одновременно работать и учиться заочно. Этот путь обычно выбирают те, кто хочет скорее стать материально независимым от родителей, или те, кто просто нуждается в деньгах.

Поступление в высшее учебное заведение требует тщательной подготовки, которую следует начинать как минимум за полгода до поступления. Чтобы обучаться на бесплатной форме обучения, необходимо успешно сдать вступительные экзамены. К сожалению, не все получают шанс обучаться бесплатно, обладая при этом очень хорошими знаниями. При поступлении в высшее учебное заведение нужно быть готовым, что вам предложат обучаться за собственный счет. Из этого следует, что получение заветного диплома будет стоить немалых денег.

Подводя итог, нужно сказать, что человек, определяясь по поводу будущей профессии, должен быть на сто процентов уверен, что это именно то, что ему нужно, именно то, что будет доставлять ему положительные эмоции. Спонтанность в этом деле не к месту.

Жизнь человека - череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин - запеканку или овощное рагу).

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой - взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать препятствия для достижения цели? Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии.

Так, девушка с детства мечтала поступить в юридическую академию и работать следователем. Желание исполнилось. Обучение в институте - сплошное удовольствие интересные предметы, предвкушение увлекательной и неординарной работы, да и милицейская форма ей к лицу. Ближе к окончанию академии девушку стали посещать мысли о создании семьи, рождении детей. Надо сказать, что без благополучной и гармоничной семьи свою жизнь она также не представляла. Однако профессия следователя предполагает ненормированный и напряжённый рабочий день, нередки ночные выезды, неотложные командировки. Естественно, что времени на семью не хватает. В такой ситуации неизбежно возникло противоречие между двумя жизненными целями. Конечно, это не означает, что все следователи, геологи, капитаны дальнего плавания вынуждены постоянно «разрываться» между работой и семьёй. Однако, выбирая профессию, человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности. Тогда он сможет найти компромисс, а в результате и «овцы будут целы, и волки сыты».

Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию. Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера.

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

Что влияет на выбор профессии.

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной

профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Ошибки выбора профессии

1. Выбор профессии “за компанию”

Часто человек не владеет необходимой информацией, не достаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой выбор. В такой ситуации осуществляется выбор профессии “за компанию”. Как бы это ни было сложно и волнительно, а принимать какое-либо решение всё равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже принял решение и убеждён в его правильности. Однако существует опасность, что избранная ради компании профессия не отвечает интересам и способностям человека и уже через год-полтора учёбу в училище, колледже или ВУЗе возникает разочарование, недовольство, желание “начать всё с начала”. Возможна вероятность что, выбранная таким образом профессия, тебе не подойдёт. Однако следует помнить что профессия, которая нравится твоему другу может не понравится и не подойти тебе.

2. Выбор профессии по внешнему представлению о ней.

Некоторые профессии со стороны кажутся очень привлекательными. Но очень часто человек не понимает, какую гигантскую подготовительную работу нужно проделать, чтобы достичь желаемого успеха.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание на её внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.

3. Перенос отношения к человеку на саму профессию.

Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ей обладает человек, который тебе симпатичен. И уже поступив на такую специальность, молодой человек мало помалу обнаруживает для себя, что его интерес был ошибочно принят за интерес к профессии.

4. Отождествление учебного предмета с профессией.

Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого ещё не следует, что понравится связанная с ним работа. Одно дело – эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, и совсем другое – зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.

Главное помнить, что школьный предмет – то ещё не профессия. Интерес к нему не говорит о том, что понравится связанная с ним работа.

5. Выбор исключительно по признаку престижности.

Например, некоторые молодые люди выбирают экономическое образование, основываясь на этом признаке. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует специфических качеств характера – например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности, устойчивости к стрессам. Работать бухгалтером в банке не значит ворочать миллионами. Вряд ли получится хороший работник из того, кто пошёл изучать экономику не потому что чувствует интерес именно к такой деятельности, а потому что это “круто”. Бывает и наоборот: человек чувствует в себе призвание к какой-либо деятельности и хочет ею заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, не престижно.

На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для человека лично. Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнёшь работать мода, скорее всего, изменится.

6. Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо.

“Говорят родители и друзья что мне медведь на ухо наступил – ну ничего вот увидят меня на эстраде, посмотрим что тогда скажут”. Случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводят к жизненному успеху, совсем немного. Если у кого-то выражены не устранимые дефекты речи, то его попытка “бросить вызов” обстоятельствам, став телеведущим, вряд ли приведёт к чему-либо, кроме того, что он сделается всеобщим посмешищем. Хотя в других областях деятельности не предъявляющих столь жёстких требований к устной речи, этот человек мог бы добиться успеха.

Выбор профессии – дело, существенно влияющее на судьбу человека, и не очень умно совершать его “назло” кому-нибудь или чему-нибудь. 7. Недостаточный учёт своих способностей.

7. Недостаточный учёт своих способностей.

При огромном желании, потратив много времени и сил, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя способностей нет совершенно. Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались куда лучше.

8. Ориентация на мнение случайных людей.

Часто подростки при выборе профессии ориентируются на мнение людей имеющих весьма смутные представление о той профессии, к выбору которой они подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и её саму и человека.

Что значит выбор профессии для человека

Что значит выбор профессии для человека? Любой выбор труден, а выбор будущей профессии является едва ли не самым сложным выбором в жизни. Согласно определению, данному нам энциклопедическим словарем, профессия – это официально указанное занятие, род трудовой деятельности человека, который обычно служит основным источником дохода. Но ведь не только доход является критерием выбора профессии. Принимая во внимание исключительно оплату труда , мы зачастую забываем о не менее важных вещах – склонностях к тому или иному роду занятий, возможностях развития (получении образования в выбранной сфере, повышении квалификации) и, самое главное, о желании заниматься этим делом в течение всей жизни. Именно этим мы должны руководствоваться в выборе своей будущей профессии. Но, к сожалению, сегодня можно наблюдать достаточно примеров того, как выбор профессии происходит совершенно необдуманно, а иной раз решение принимается даже не самостоятельно, а по навязчивым советам родителей и друзей.

Между тем, осознанный выбор – это гарантия того, что будущая профессия станет не просто работой, но и любимым делом. Безусловно, если сделанный выбор оказался ошибочным, то это еще не значит, что на всей оставшейся жизни можно поставить крест. Любое решение не абсолютно, как правило, мы всегда в силах что-то изменить. Но осваивать какую-либо профессию с нуля гораздо проще в подростковом возрасте, когда способность к восприятию нового выше и, соответственно, процесс образования результативнее. Другими словами, пока мы хотим учиться, нужно это делать, осваивать то, к чему, что называется, «лежит душа».

Мы подходим к выбору будущей профессии со всей серьезностью. Список того, что нам действительно интересно и чем нам действительно хочется заниматься, весьма велик, так что мы выбираем, ориентируясь на перспективы роста и развития профессии, а также в соответствии со способностями в той или иной области.

На наш взгляд, развитие отрасли информационных технологий предполагает огромные перспективы в будущем.

Для наглядности определения главного отличия современных информационных технологий от традиционных, приведем пример. Изобретение печатного станка позволило людям отказаться от колоссального труда переписывания книг – упростило сохранение информации, а также способствовало ее распространению (ведь создание множества экземпляров печатной продукции требует гораздо меньших человеческих усилий, чем копирование вручную). Но оно не затронуло тех аспектов, которые имеют место быть в современных информационных технологиях – способы переработки и использования информации, ведь эти факторы с изобретением печатного станка по-прежнему зависели от людей.

Информационные технологии являются непременной составной частью большинства видов интеллектуальной, управленческой и производственной деятельности человека и общества. Информационные технологии в том виде, в каком мы понимаем их сейчас, начали свое развитие с середины 60-х годов XX века, тогда же появились и первые информационные системы – системы, предназначенные для ведения информационной модели, для обеспечения средств, манипулирующих информационными процессами. Естественно, одновременно с этим появлялись и люди, которые занимались их использованием и внедрением в активную жизнь предприятий, компаний или иных учреждений, они стали именоваться специалистами по информационным технологиям. Бурный рост отрасли информационных технологий начался в конце 90-х годов XX века, когда информационные технологии распространялись практически в каждой отрасли человеческой деятельности, но затем притормозил. Так называемый «спад» продолжался до начала нашего, XXI века, а сейчас сфера информационных технологий снова переживает подъем.

Востребованность специалистов по информационным технологиям на сегодняшний момент не подвергается сомнениям. Тотальная компьютеризация всех сфер жизни современного общества привела к тому, что обойтись без специально подготовленных кадров сегодня практически невозможно. Информационные технологии используются повсеместно, от милицейских служб (с помощью современных систем намного удобней использовать для идентификации подозреваемых, чем старые фотороботы: специальные графические пакеты позволяют за несколько секунд «редактировать» черты лица изображения на экране), медицинских специалистов (использование современного медицинского оборудования , бесспорно, в десятки раз увеличило эффективность и точность различных медицинских операций и диагностик), до специалистов-технологов по разработке узоров для тканей (создание новых узоров для ткани на компьютере экономят недели работы вручную, а в некоторых системах данные, созданные во время проектирования, обеспечивают и управление ткацкими станками при изготовлении) и учебных учреждений (образование с использованием информационных технологий более удобно и наглядно, а так же информационные системы упрощают контроль над уровнем успеваемости учащихся). И это не говоря об автоматизации архивов, библиотечных каталогов, описаний музейных экспонатов и прочих систем, охарактеризовать которые можно понятием «базы данных ».

Если брать конкретные примеры, то в обязанности специалиста по информационным технологиям (или, как иногда звучит название этой должности, менеджера отдела информационных технологий) входит планирование и управление бюджетом, выделенным компанией на использование информационных технологий, закупка необходимого технического оборудования для работы сотрудников компании, инсталляция компьютерных программ на рабочие компьютеры сотрудников, а также, в зависимости от специфики работы, организация поставки оборудования и софта, проведение обучающих тренингов в компании по работе с новыми программами и оборудованием. Но это только одно направление работы в сфере информационных технологий. Безусловно, таких направлений много, а так как область информационных технологий, как никакая другая, стремительно развивается, то подчас классифицировать их все не удастся никому.

Кроме того, специфика сферы информационных технологий – это дополнительное препятствие на пути к профессионализму в данной области. Информационные технологии развиваются настолько быстро, что пополнять свои знания даже специалисты с учеными степенями вынуждены практически постоянно. Фактически, успех специалиста по информационным технологиям напрямую зависит от его способности усваивать, синтезировать и применять на практике знания из разнообразных сфер деятельности человека. В условиях технологической революции быть специалистом, занятым в сфере информационных технологий, - значит постоянно переучиваться, постоянно повышать свою квалификацию, а также, по мнению многих, имеет смысл становиться специалистом максимально широкого профиля.

Перед работниками в сфере информационных технологий также стоит задача внедрения новых высоких технологий в деятельность современных предприятий. Сегодня для любого предприятия собственная информационная система столь значима, что сбои в ее работе могут привести к необратимым последствиям для работы самого предприятия. Внедрение новой информационной системы необходимо рассматривать исключительно как изменение в организации работы предприятия в целом, поскольку нельзя не учитывать тот факт, что бизнес и информационные технологии в современном офисе тесно взаимосвязаны.

В настоящее время распространены так называемые «Проекты внедрения». Как правило, под этим термином подразумевается ограниченный во времени организационный стратегический план для создания и распространения в определенной сфере деятельности уникального продукта или услуги, который может выполняться как одним человеком, так и коллективом . Но при реализации таких проектов компании сталкиваются с трудностями, в подавляющем большинстве случаев связанными с отсутствием у исполнителей современных знаний в области оптимального ведения проекта, а также из-за неумения создать или организовать действенную функциональную команду.

Разработан результативный метод внедрения информационных технологий. Он основан на том понятии, что каждая отрасль экономики имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при применении теоретических положений внедрения информационных технологий. Принимая во внимание это понятие, мы получаем, что этим делом на любом предприятии должны заниматься (одновременно и взаимодействуя друг с другом) два звена: одно – традиционное экономическое, а второе – менеджмент информационных технологий.

На данный момент информационные технологии практически повсеместно заняли главенствующее положение во всех сферах деятельности компаний, поэтому возрастают потребности в персонале, специализирующемся в этой области. Но информационные технологии и коммерческая деятельность все больше зависят друг от друга, и именно поэтому специалисты по информационным технологиям вынуждены более тесно, чем когда-либо сотрудничать со специалистами, непосредственно занятыми в коммерческой деятельности предприятия.

Если судить по тому, насколько востребованы профессии в сфере информационных технологий сейчас, то прогнозы на будущее по развитию этой сферы представляются весьма оптимистичными.

У профессии специалиста в отрасли информационных технологий есть два варианта дальнейшего пути развития.

Итак, первый путь состоит в расширении специализации для того, чтобы большинство технологий было результативно применено (и изучались все новые и новые, чтобы специальность была востребована еще больше). Но бесконечное расширение невозможно, ведь возможности человека не безграничны, и из этого следует второй путь. Он состоит в обратном, в сужении специализации, чтобы не иметь поверхностные данные обо всех средствах и технологиях, а становиться истинным профессионалом в чем-то одном (или в малой части информационных технологий). Нам кажется более перспективным первый путь, потому как специфика информационных технологий в их динамичном развитии, а второй путь был бы более полезен для сфер деятельности, где тенденции к кардинальным нововведениям и изменениям не настолько сильны (из тех соображений, что технология, ориентирование в которой доведено до уровня высочайшего профессионализма, имеет большую вероятность устареть – и специализация окажется невостребованной).

А теперь мы расскажем о прогнозах развития информационных технологий. В расчет берутся только те технологии, которые так или иначе уже опробованы и используются, и которым еще предстоит повсеместное внедрение в жизнь современного общества.

Одна из таких технологий - это электронные чернила и цифровая бумага. Самым главным достоинством этой, безусловно заслуживающей внимания технологии является необычайная энергоемкость. Дисплеи на базе электронных чернил способны сохранять изображение на экране даже при отсутствии электропитания (напряжение подается лишь для переключения состояния пикселя) – это обеспечивает очень низкий уровень энергопотребления. Кроме того, такое изображение легко читается при любом освещении, что обеспечивается за счет отражающих свойств дисплея. В качестве подложки для создания дисплеев на основе электронных чернил могут служить такие материалы как пластик, металлическая фольга, ткань и даже бумага. Сегодня уже существуют прототипы на подобной гибкой подложке. В дальнейшем использование этой технологии может заметно повысить уровень экономичности производства , но пока ценовая категория электронных чернил и цифровой бумаги достаточно высока для массового распространения.

Следующая интересная технология, о которой хотелось бы рассказать – это использование биометрической информации в документах. Другими словами, использование одной или нескольких уникальных физических характеристик человека (например, отпечатков пальцев, вид радужной оболочки глаза и т. д.). Явление терроризма вынуждает нас усиливать меры безопасности, вероятность подмены документов заставляет вводить документы, идентифицирующие человека по биопараметрам. Эта технология предлагает значительные усовершенствования в сфере безопасности, в дальнейшем возможно ее постоянное активное использование (например, в паспортах).

Еще одна технология, которая может получить свое развитие в будущем – корпоративный блоггинг. Этот термин означает индивидуальное или групповое использование сотрудниками корпораций онлайновых персональных журналов для решения задач компании. Данная технология уже была протестирована некоторыми фирмами, но в разряд массовых пока не перешла. Корпоративный блоггинг может использоваться для распространения корпоративных маркетинговых посланий, создания корпоративных коллективных знаний и поддержки пользователей.

Следующая технология уже довольно востребована в определенных кругах и представляет немалый интерес для компаний – микроплатежи по Интернету. Эта технология осуществляет платежи для покупки Интернет-контента, товаров или услуг с помощью Интернета ценой не менее пяти долларов США. Попыток создания технологий микроплатежей по Интернету было предпринято достаточно, однако они оказывались довольно неудачными. Сейчас в России такой системой микроплатежей является сервис WebMoney, развивающийся достаточно активно, а также, насколько я знаю, система Yandex. Деньги, тоже набирающая обороты. Технология микроплатежей предоставляет новые пути реализации бизнеса, которые приведут к значительному росту дохода.

Нельзя не упомянуть такую технологию как видеоконференции. Эта технология достаточно часто упоминается в периодических изданиях, и считается, что она найдет широкое применение для проведения запланированных видеопереговоров. Технология видеоконференций осуществляется с помощью сервисов, поддерживающих групповую видеоконференц-связь на базе web-камер. Аналогом видеоконференций может служить набирающая популярность сейчас IP-телефония. Используя передачу голоса по IP-сетям, она может обеспечить групповую конференц-связь, что менее удобно, чем видео, но более доступно на сегодняшнем уровне.

И последняя технология, о которой мы хотим рассказать – это распознавание рукописных текстов. Сейчас все больший спрос получают карманные и планшетные компьютеры, и в связи с этим становится все более востребованной технология распознавания рукописных текстов. Суть этой технологии в том, что она обеспечивает преобразование рукописного текста в печатный или в отдаваемые компьютеру команды.

В заключение хочется сказать несколько слов о том, что значит для нас эта профессия. Влияние информационных технологий на жизнь современных людей вполне закономерно, и мы уже не удивляемся, когда они проникают в те сферы человеческой деятельности, которые, казалось бы, первоначально никак не связаны с компьютерами – например, музыка, изобразительное искусство или спорт. И мы принимаем в свою жизнь все новые и новые технологии , без которых впоследствии не можем себе представить жизнь. Подчас, трудно предугадать, какой будет та или иная профессия через год, а долгосрочные прогнозы не решается делать почти никто. Но мы твердо уверены – специалисты по информационным технологиям, люди, вносящие все новые и новые продукты технического прогресса, будут необходимы нам еще долгое время.

Кроме того, это очень любопытно – иметь дело с новыми технологиями, следить за их развитием и обеспечивать проникновение их в массовую эксплуатацию. А тесная связь области информационных технологий со многими другими отраслями, порой совершенно далекими от сферы компьютеров, но от того не менее занимательными, на мой взгляд, делает профессию специалиста по информационным технологиям еще более привлекательной и уникальной в своем роде (в числе прочего – и из-за контактов с интереснейшими людьми).

Для комфортной работы эти факторы и являются определяющими, что называется, когда дело по душе - и работать дальше хочется, строить карьеру, совершенствоваться в своей профессии. Сегодня многие люди выбирают ту или иную профессию, руководствуясь подчас исключительно материальными интересами, прогнозируя в будущем извлечь максимальные выгоды из работы по специальности. Но подчинять свою жизнь только денежному интересу неразумно, гораздо более важную роль должны играть нравственные аспекты – людей, которые занимаются тем, к чему действительно есть желание, ценят и уважают другие, а главное, они уважают сами себя. И, конечно, профессия, ставшая любимой, обеспечивает психологический комфорт и душевную гармонию.

Высказывания, цитаты и афоризмы о профессии

«Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями .» Апшерони А.

«В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное - будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии - обязательно. » Де Ниро Р.

«…профессии кажутся нам самыми возвышенными, если они пустили в нашем сердце глубокие корни, если идеям, господствующим в них, мы готовы принести в жертву нашу жизнь и все наши стремления. Они могут осчастливить того, кто имеет к ним призвание, но они обрекают на гибель того, кто принялся за них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту .» Маркс К.

«Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету .» Мураками Х.

«Двух вещей очень трудно избежать: тупоумия - если замкнуться в своей специальности, и неосновательности - если выйти из нее .» Гете И.

«Призвание есть течение, которому полезно учинить препятствие в его истоке для того, чтобы увидеть, река ли это или только ручеек .» Декурсель А.

«Нельзя стать узким специалистом, не став, в строгом смысле, болваном

«Всякая профессия есть заговор против непосвященного .» Шоу Б.

«И с неожиданной грустью я подумал о несовершенстве механизма человеческого самопонимания, при котором виртуозы бухгалтеры грустят о несостоявшихся судьбах отважных мореходов, гениальные портные жалеют об утраченных возможностях стать журналистами, а видные врачи-кардиологи считают, что их талант по-настоящему мог расцвести только на театральных подмостках, - профессьон манке, как говорят французы .» Братья Вайнеры

«Самая трудная профессия - быть человеком .» Марти Х.

«Вот лучший совет, который можно дать юношеству: Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить .» Кэтрин Уайтхорн

«Специалист - это тот, кто знает очень много об очень малом .» Батлер Н.

«Если хочешь стартовать сразу с вершины своей профессии изобрети свою собственную профессию .» Брильянт Э.

«Своим делом человек должен заниматься так, словно помощи ему искать негде .» Галифакс Д.

«Самым близким к естественному состоянию из всех тех занятий, которые способны обеспечить существование человека, является труд его рук. Из всех общественных положений самое независимое от судьбы и от людей - положение ремесленника .» Руссо Ж.

«Каждый человек, по моему разумению, является должником своей профессии .» Бэкон Ф.

«Высокий профессионализм - обращенное в профессию творчество .» Гинзбург Л.

«Нет высокооплачиваемых профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим

«Инженер - человек; способный взять теорию и приделать к ней колеса .» Левинсон Л.

«Знание оборотной стороны профессии или призвания - это та цена, которую мы платим за овладение профессиональными навыками .» Болдуин Д.

«Мы не учимся быть артистами, художниками или писателями - мы учимся быть .» Маккартни П.

«Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство .» Шевелев И.

«Нет неувлекательных специальностей. Есть лишь пассивные люди, не способные увлечься тем, что перед ними. » Берг А.

«Счастье есть привилегия целый день заниматься тем, что тебе представляется важным. Один находит счастье в том, чтобы кормить свою семью. Другой - в ограблении банков. Третий может потратить годы на научную работу, результат которой неясен. Обратите внимание на индивидуальность и субъективность выбора. Не найдется и двух одинаковых случаев - да их и не должно быть. Каждый мужчина и каждая женщина должны подобрать себе такое занятие, за которым будут счастливы целый день, не поднимая головы, и тогда не будет страшно ни какое профессиональное выгорание . » Хайнлайн Р.

СМЕШНЫЕ И ЗАБАВНЫЕ АФОРИЗМЫ, ЦИТАТЫ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ О ПРОФЕССИИ

«Не выбирай профессию ради денег. Профессию нужно выбирать, как жену, - по любви и из-за денег. » Хьюстон Д.

«Честный бармен: тот, кто зарабатывает чуть-чуть меньше, чем хозяин заведения .» Орбен Р.

«Инженер - это человек, который может объяснить, как работает то или иное устройство, но не может объяснить, почему оно не работает .» Тэтчер М.

«Суфлер, страдающий манией величия: подсказывает только главные роли .» Брудзиньский В.

«Будь у человека тридцать два глаза, офтальмологи были бы не беднее стоматологов. » Герчиков И.

«Профессия футуролога ненадежна. Ею можно заниматься только до конца света .» Кумор А.

«Герой - это самая короткая профессия на свете .» Роджерс У.

«Люди одной профессии редко собираются вместе даже для развлечения, но их встречи заканчиваются заговором против общества или планом увеличить расценки .» Смит А.

«Самая распространенная в России профессия - Испытатель трудностей .» Янковский С.

«Всякому свое. Святой Франциск Ассизский сказал: “Каждый святой сумеет сотворить чудо, но не каждый сможет прилично управлять гостиницей ”.» Твен М.

«Официант составляет неверный счет из верных цифр; этим он отличается от статистика, который поступает наоборот .» Элгози Ж.

«Палачу платят за работу; в свое оправдание он может сказать: “Каждый должен жить! ”» Штейнхаус Х.

«Если у каждого ребенка сбудется заветная мечта , наш мир заполнят пожарные и милиционеры .» Водичка Г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Библиографическое описание: Толстикова Е. С., Витязева Д. Л., Проскурякова М. А. К вопросу о выборе профессии школьниками // Юный ученый. — 2018. — №1. — С. 26-28..08.2019).





Для человека очень важно выбрать профессию ещё с раннего возраста. Любой человек мечтает кем-то стать и чего-то добиться. И поэтому каждый ребёнок должен задуматься о своём призвании ещё будучи школьником. Некоторые люди ещё в детстве поставили перед собой цель и с возрастом стремились к её осуществлению, пытались добиться успеха в жизни. А есть люди, которые не думают о будущем и в конце концов оказываются перед выбором жизненного пути тогда, когда они им сложно этот выбор совершить.

Для жизненного успеха важны понимание и помощь окружающих, близких людей, друзей. Также необходимо чувствовать и понимать не только себя, но и других людей . В школе и дома часто говорят: «Будешь хорошо учиться - перед тобой откроются все дороги. Выбирай любое дело». Это верно, однако пока общество не в состоянии обеспечить всех творческим трудом. В то же время есть много профессий, которые не являются творческими и увлекательными, но они очень важны. Любая деятельность содержит в себе множество нетворческих моментов . Поддержка близких, друзей многое значит. Особенно поддержка родителей. Ребёнок должен знать, что в любой момент мама и папа поддержат и помогут, что родители - это опора и с них нужно брать хороший пример. Ведь когда дети и родители хорошо общаются им легче понять друг друга, помочь в чём-то, в случае же конфликтов - не могут найти общий язык, что негативно отражается на жизни ребенка. Согласно проведенному в 5–11 классах МОУ Захальской СОШ опросу, 84 % опрошенных ответили, что родители поддерживают их в нелёгком выборе профессии, но есть и те, кого родители не понимают (16 %).

Родители тоже играют важную роль в выборе профессии. Они должны постоянно поддерживать своего ребёнка и помогать ему. Многие дети, по примеру некоторых взрослых, начинают увлекаться вредными привычками. Естественно, к хорошему это никогда не приведет, а закончится проблемами как для ребенка, так и для его семьи. Таким образом, родители должны ещё с раннего возраста учить своих детей отличать хорошее от плохого. Ещё одна задача родителей - рассказать ребёнку, что в жизни не всё так просто. На пути всегда могут вставать трудности. И каждый раз, когда они возникают, нужно уметь находить правильный выход из такой ситуации. Если же ребёнок будет думать, что всё так легко и просто, то он никогда не поймёт, как решать проблемы и из таких ситуаций выходить. Если же ребёнку нравится какое-то дело необходимо поддержать его в этом выборе. Это собственное мнение ребёнка, он сам решает, кем быть, что делать. Родители не должны всё решать за своего ребёнка, иначе он никогда не станет самостоятельным. Однако в наши дни большую часть вопросов решают родители: куда поступить, что для него будет лучше, а что хуже. В этом случае, когда дети станут взрослыми, они не смогут жить без родителей, без их помощи, а это значит, что мама с папой должны будут и в дальнейшем всё решать за своих детей и помогать им. Хотя должно быть наоборот - выросшие дети должны помогать своим родителям, что также является их конституционной обязанностью.

В выборе профессии необходимо помнить о квалификации труда. Поэтому нужно хорошо учиться, чтобы качественно работать. Высококвалифицированный труд требует умения осуществлять сложные операции, трудовые приёмы, которые невозможно выполнить, не обладая специальными знаниями, умениями и навыками .

Проблема выбора профессии сегодня обсуждается на государственном уровне. Согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ» (2013) образование осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства; в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Воспитание направлено на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации учащихся . Но и без того понятно, что ориентация подрастающего поколения на овладение различными профессиями, на трудовую деятельность является важнейшей государственной задачей, насущной и социально-экономической и педагогической проблемой .

В наше время существует немало профессий - каждый может стать кем захочет. Но как ни странно современные дети не думают о своём будущем даже в 8–9 классе, хотя должны были задумать ещё в 5–6. Всё дело в воспитании ребёнка. Ведь без воспитания не будет ни образования, ни хорошей специальности. Если ребёнок воспитан, он понимает, что необходимо хорошо сдать экзамены, поступить в колледж, университет и, наконец, устроиться на хорошую работу. От образования зависит многое. Если ребёнок в дальнейшем хочет найти хорошую, высокооплачиваемую работу, то естественно он должен не только хорошо учиться, но и уже кое-что знать о своей желанной профессии. Ведь нельзя спонтанно выбрать профессию, ничего о ней не узнав: необходимо себя подготавливать, искать информацию относительно специальности, если хочешь добиться хорошего результата.

Исходя из этого основная задача современной школы - подготовить ребёнка (выпускника) к самостоятельной жизни, успешному выполнению им своих социальных и профессиональных функций, помочь в том, чтобы каждый ребёнок правильно выбрал профессию, сделал верный выбор жизненного пути .

Необходимость профориентации отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения: школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и страны. Стандарт ставит задачу - при освоении основной образовательной программы в области профориентации формировать готовность и способность учащихся к осознанному выбору профессии, к построению дальнейшей индивидуальной образовательной траектории на основе знания мира профессий, рынка труда, воспитания, уважительного отношения к труду .

В наши дни школа в первую очередь влияет на выбор специальности. Ведь в школе ребёнок получает новые знания и умения, учиться чему-то новому, чего раньше не умел. В настоящее время некоторые дети думают, что школа не оказывает влияния на выбор профессии, но большинство детей всё-таки считают, что школа помогает им в этом нелёгком выборе (69 % опрошенных).

В любой профессии есть свои правила: лётчик управляет самолётом, скрипач играет на скрипке, столяр работает с деревом, а машинист водит поезд. Для осуществления профессиональной деятельности нужны разные, сложные устройства: учёному-микроскоп и компьютер, моряку-корабль, астроному-радиотелескоп и т. д., но главное для овладения любой профессией нужны знания . Поэтому интересно проанализировать самые популярные ответы среди учащихся 6–11 классов на вопрос: «Какую профессию ты хотел бы выбрать?». Самыми частыми ответами были: повар, учитель, медицинский работник, полицейский, программист.

Многие считают, что в профессии главное деньги. Как они ошибаются! В любой профессии главное - любовь к своему делу, главное, чтобы это было тебе по душе. И каждый день нужно идти на работу с радостью. Если ты не будешь любить, что делаешь, ты никогда не получишь удовольствия от своего дела. И поэтому прежде чем кем-то стать, спроси у себя самого: «Нравится ли мне, то, что я делаю?». И после этого сделай для себя выводы. Знаменитое высказывание: «Делай, что любишь, люби, что делаешь». Это должно стать главным правилом любого человека. И перед выбором профессии нужно вспомнить эти очень правильные слова.

Правильно выбранная работа повышает тонус вашей жизни. Она питает ваш организм энергией. Она согласуется с вашим стилем поведения и отражает вашу индивидуальность. Она позволяет вам раскрыть ваши сильные от рождения стороны; она не принуждает вас делать то, чего вы по большому счёту, не умеете (во всяком случае, не принуждает вас к этому излишне часто!). Тем, кто профессионально занимается трудоустройством, давно известно, что люди определённого типа лучше других справляются с теми или иными обязанностями, и соответствие натуры человека характеру выполняемой работы чрезвычайно важно. Плохо то, что при традиционном подходе в расчёт принимаются далеко не все факторы. При традиционном анализе рассматривается только «большая тройка»: способности, интересы, ценности .

Таким образом, выбор профессии не так-то лёгок, как кажется на первый взгляд. В наши дни существует много профессий, что затрудняет выбор специальности, однако его необходимо сделать будучи школьником. Еще с основной школы необходимо определить для себя круг профессий, рассмотреть возможные варианты и выбрать одну понравившуюся специальность. Однако необходимо учитывать тот факт, что с возрастом выбор может измениться, в силу особенностей психики и новых интересов, поэтому важно корректировать свои планы, правильно расставлять приоритеты, прислушиваться к мнению взрослых и других окружающих, но делать выбор самому.

Литература:

  1. Обществознание 6 класс. Боголюбов Л. Н. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Обществознание 7 класс. Боголюбов Л. Н. - М.: Просвещение, 2013.
  3. Парнов Д. А. Кем быть? - М.: Книжный мир, 2014.
  4. Тайгер П., Бэррон-Тайгер Б. Делай то, для чего ты рождён. - М.: Астрель, 2005.
  5. Федеральный закон «Об образовании в РФ»: принят Государственной Думой Р. Ф. от 21 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://kodeks.systecs.ru/ (дата обращения: 12. 12. 2016) - Ст. 66.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373] // Собр. Законодательства Р. Ф. - 2000.
  7. Шалаева Г. П. Кем мне стать? - ООО «Филологическое общество «СЛОВО», 2009.