«Управление и Оптимизация Производственного Предприятия. Факторы развития внешнеэкономической деятельности Факторы развития вэд в рф

Началось при становлении капитализма и совершенствовании производства. Лидерами в этом стали самые крупные страны мира: США, Германия, Япония, Италия и другие в процессе вступления их в отношения на мировой экономическом рынке.

Определение 1

Внешнеэкономическая деятельность – совокупность процессов, в которых реализуются внешние экономические связи через осуществление обмена товарами, вступление в совместное предпринимательство и другие формы экономических и научно-технических отношений, а также путем проведения операций с валютой, финансовыми и кредитными средствами.

Понятие внешнеэкономической деятельности является как исторической, так и экономической категорией. С исторической точки зрения ВЭД – результат становления цивилизации, возникший вместе с государственностью и развивающийся совместно с ним. С точки зрения экономической науки ВЭД является системой экономических отношений между странами мира, охватывающей практически все сферы экономической жизни, в первую очередь производство, торговлю, инвестиции.

Факторы развития ВЭД

Одним из главных факторов развития ВЭД является, конечно, вывоз капиталов. На этой основе появляются транснациональные компании и корпорации, которые обычно национальные относительно капитала и интернациональны относительно сферы деятельности. Роль таких транснациональных организаций велика, поскольку на их долю приходится до 1/3 всего международного экспорта в мире.

К прочим факторам, влияющим на развитие внешнеэкономических отношений, можно отнести:

  • Разный уровень экономического развития стран мира – у каждой страны своя уникальная отраслевая структура и присущи ей уровень производственного развития, связи, транспорта, своя экономическая специализация.
  • Отличия в обеспеченности трудовыми, сырьевыми ресурсами, финансовыми возможностями – во всем мире каждый год перемещаются около 25 млн. человек в поисках работы, при этом есть страны с избытком рабочей силы, и, наоборот – с нехваткой трудовых и людских ресурсов. Именно поэтому процесс трудовой миграции играет большую роль в развитии и укреплении международных экономических и научно-технических отношений.
  • Политическое положение государств – развитию и укреплению ВЭД способствует положительный политический климат в мире и дружественные отношения между государствами мира, а политическая конфронтация, напротив, обостряет закрытость экономик, снижает торговые обороты и даже может привести к разрыву экономических отношений.
  • Различия в уровне научно-технического развития – немало важный фактор развития и укрепления ВЭД. Обмен студентами, научными сотрудниками, достижениями, ведение совместных научных проектов и исследований, заключение контрактов на конструкторские изыскания – все это укрепляет взаимоотношения между государствами.

Проблемы и перспективы России в области ВЭД

Россия – страна богатая минеральными и сырьевыми ресурсами, имеет максимально выгодное географическое положение, но с недавнего времени столкнулась с существенными запретами, ограничениями, связанными с возможностью мировой торговли.

Замечание 1

Конечно, вступление Российской Федерации в ВТО несколько снизило экономический прессинг со стороны иностранных государств. Однако, вводимые с 2014 года санкции со стороны США и отдельных западных стран вынудили к поиску альтернативных решений, касающихся ведения ВЭД, так как только внутренний обмен товарами и услугами между регионами не обеспечивал бы достижения нормальных экономических показателей.

В настоящее время для результативного и эффективного развития внешних экономических связей Россия стремится стать государством, которое производит и продает конкурентоспособные товары и услуги, формирует равные условия конкуренции среди производственных предприятий на разных рыночных секторах. Основное условие для решения такой задачи – эффективная государственная политика в сфере ВЭД, базирующаяся на:

  • росте государственного контроля в сфере внешнеторговых отношений
  • контроле количества и качества экспортируемых и импортируемых товаров
  • расширенном привлечении инвестиций в экономику со стороны иностранных партнеров
  • создании максимально комфортных условий деятельности отечественных производителей.

Внешнеэкономическая деятельность – это процесс реализации внешнеэкономических связей путем осуществления торгового обмена, совместного предпринимательства, оказания услуг, различных форм экономического и научно-технического сотрудничества, проведения валютных и финансово-кредитных операций.

Внешняя торговля начала быстро развиваться при капиталистическом способе производства и достигла наибольшего развития при вхождении ряда крупнейших стран мира – США, Японии, ФРГ, Франции, Англии, Швеции, Италии и других – в мировую рыночную экономическую систему.

Процесс бурного развития капиталистического способа производства способствовал решению технических проблем переброски крупных партий товаров на дальние расстояния за счет использования железных дорог, пароходов в XIX в. В XX в. возможность широкого развития внешней торговли усилилась за счет постоянного совершенствования морского, речного, железнодорожного, автомобильного, авиационного и трубопроводного транспортов.

Интенсивное развитие различных видов машинного производства делает необходимостью увеличение внешнеторговых обменных операций, так как необходимы новые и разнообразные виды сырья, топлива, материалов, научных разработок. Потребность закупки нефти, леса, руд, металлов тем выше, чем интенсивнее развивается экономика страны. Например, Япония не имеет богатых природных ресурсов, и ее промышленность может развиваться исключительно за счет внешней торговли. Интенсификация производства, в свою очередь, требует поисков большого, емкого рынка, что также способствует расширению внешнеэкономических связей и усилению внешнеэкономической деятельности.

Существенной предпосылкой развития внешнеэкономической деятельности является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементы постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек производства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран удается на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах.

Важным фактором развития внешней торговли является вывоз капитала, на основе которого возникают транснациональные корпорации, которые чаще всего бывают национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности. Появляются и межнациональные корпорации, которые являются интернациональными по сфере деятельности и по капиталу. Роль транснациональных корпораций в международной торговле весьма значительна, так как на долю их внутрикорпорационного оборота приходится около одной трети международного экспорта.

К ряду других общих факторов развития внешнеэкономической деятельности относятся:

1. Неравномерность экономического развития различных стран мира . Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, сферы обслуживания, свою специализацию в экономике.

Специализация промышленного или сельскохозяйственного производства дает сильный толчок развитию внешней торговли, что очень актуально для небольших по территории и численности населения развитых капиталистических стран: Голландии, Норвегии, Бельгии, Финляндии и др. Эти страны имеют долю экспорта в валовом национальном продукте около 50% и, примерно такая же доля импортируется.

2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах . Ежегодно в мире в поисках работы перемещается 25 млн. человек. Имеются страны с избыточными трудовыми ресурсами: Индия, Китай, Бангладеш, Пакистан, Нигерия и другие. А также есть регионы: Западная Европа, США, Ближний Восток, Южная Америка, которые нуждаются в притоке рабочих рук. Поэтому перемещение работников из страны в страну, регулируемое Международной организацией труда, процесс объективно необходимый, способствующий развитию внешнеэкономической деятельности.

Большое разнообразие сырьевых ресурсов, основную долю которых составляют полезные ископаемые, объективно способствует установлению торговых отношений между странами мира.

Установлению внешнеэкономических связей между государствами способствует возможность некоторых стран мира – Японии, Сингапура, Гонконга, Панамы, Бахрейна и др. – выделять средства для кредитования фирм, предприятий, банков, расположенных в различных странах.

3. Характер политических отношении. Укреплению внешнеэкономической деятельности способствует наличие дружественных политических отношений между странами. И, наоборот, политическая конфронтация резко снижает внешнеторговый оборот, вплоть до разрыва экономических связей.

4. Различный уровень научно-технического развития . Формированию внешнеэкономической деятельности способствует обмен между странами студентами, стажерами, научными сотрудниками, преподавателями; проведение совместных исследований, экспериментов; участие в геологических и археологических экспедициях; выполнение контрактов по проведению проектных, научно-исследовательских и конструкторских работ.

5. Особенности географического положения, природных и климатических условий .

К результатам развития внешнеэкономической деятельности в мировой экономике можно отнести:

Дальнейшее углубление международного разделения труда;

Экономию общественного труда в странах, активно осуществляющих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей;

Интенсивный и рациональный обмен результатами труда;

Дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;

Увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;

Успешное функционирование транснациональных корпораций и концернов;

Расширение круга стран, достигших полной конвертируемости их валют.

Предыдущая

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, формы и условия развития внешнеэкономической деятельности. Значение внешнеэкономических связей для экономики России. Перспективы России в мировой экономике и международной торговле. Расчет и анализ показателей внешнеэкономической деятельности.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2010

    дипломная работа , добавлен 11.10.2015

    Механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, экономические методы и прямое административное вмешательство в экономику. Комплексный подход к регламентированию ВТД, его структура. Меры стимулирования национальных экспортеров.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2012

    Понятие внешнеторговой политики, её цели и принципы. Протекционизм и свободная торговля. Принципы внешнеэкономической деятельности. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Тенденции и факторы развития внешнеэкономической политики РФ.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2015

    Рассмотрение теоретических основ внешнеэкономической деятельности. Проведение анализа организации экспортного производства на предприятии. Расчет эффективности организации внешнеэкономической деятельности и разработка мероприятий по ее повышению.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2014

    Общий признак конкретных форм совместного предпринимательства, его роль в торгово-экономических отношениях России. Международные экономические организации, их виды. Отличительные черты сотрудничества на основе прямых связей, их целесообразность.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2015

    Сущность внешнеэкономической деятельности регионов России и оценка факторов интенсивности. Ростовская, Ставропольская и Краснодарская области как участники внешнеэкономической деятельности. Основные пути активизации внешнеэкономической деятельности ЮФО.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2010

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
Рубрика (тематическая категория) Спорт

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВЭД)

Понятие, принципы и виды внешнеэкономической

деятельности (ВЭД)

Лекция №1. План.

1. Характеристика причин и условий развития внешнеэкономической деятельности.

2. Понятие (определœение) внешнеэкономической деятельности, её соотношение с хозяйственной деятельностью.

3. Признаки ВЭД (территориальный признак, наличие иностранного элемента).

4. Предмет и методы правового регулирования ВЭД (императивный и диспозитивный методы правового регулирования).

5. Принципы ВЭД.

6. Общая характеристика разновидностей ВЭД.

Ключевые слова и понятия: внешнеэкономические связи, внешнеэкономическая политика, внешнеторговая политика, валютная политика, протекционизм, внешнеэкономическая деятельность, принципы внешнеэкономической деятельности, виды внешнеэкономической деятельности.

Характеристика причин и условий развития внешнеэкономической

деятельности.

Отличительной особенностью нескольких последних десятилетий является возрастающая роль и значение внешнеэкономической политики среди многих направлений общей экономической деятельности государства. Конечно, государство и раньше активно вмешивалось в сферу международных экономических отношений, используя торгово-таможенную, протекционистскую политику, стимулируя экспорт, осуществляя выравнивание торговых и платежных балансов. Но в настоящее время, когда в результате стремительной интернационализации хозяйственной жизни многие важные характеристики экономического развития стран складываются под воздействием внешних факторов, внимания к вопросам внешнеэкономической политики заметно усилилось.

Международный менеджмент и менеджмент ВЭД возникли приблизительно в 60-х годах ХХ века под воздействием бурного развития международной и коммерческой деятельности транснациональных корпораций, углубления международного распределœения труда, развития международной экономической интеграции. Для понимания становления менеджмента ВЭД, разработки подходов и принципов к его формированию и использование на современном этапе развития страны крайне важно кратко рассмотреть основные этапы развития ВЭД в Украинœе. Современные исследователи выделяют три этапа развития этого процесса.

Первый этап (1918-1987 гᴦ.) – внешнеэкономические связи бывшего Советского Союза в данный период развивались по-разному: в годы ʼʼхолоднойʼʼ войны менее интенсивно, а позже – более интенсивно. В целом, объём внешнего торгового оборота постоянно увеличивался. Так, в 1960ᴦ. он составил 10 млрд. рублей, в 1970ᴦ. – 22 млрд. рублей, в 1980ᴦ. – 91 млрд. рублей, в 1985ᴦ. – 145 млрд. рублей.

При этом в серединœе 80-х годов, темпы роста внешнеэкономического оборота Советского Союза начали резко снижаться. К этому времени, в развитии внешнеэкономических связей бывшего СССР проявились следующие негативные факторы:

· отсталая стратегия и структура внешнеторгового оборота͵ его в основном сырьевая направленность;

· неудовлетворительное использование экспортного потенциала перерабатывающей промышленности, особенно, машиностроения;

· нерациональный характер импорта: в страну ввозился очень широкий ассортимент продукции, которую можно было бы вырабатывать и на отечественных предприятиях;

· недостаточное использование новых форм внешнеэкономических связей. Основной формой международного экономического сотрудничества была внешняя торговля, а такие новые формы как международная специализация и кооперация производства, прямые связи, компенсационные договоры, лицензионная торговля и др.
Размещено на реф.рф
имели незначительное развитие;

· наблюдалось недооценение роли внешнеэкономических связей как фактора экономического роста;

· отчуждение непосредственных производителœей от внешних рынков.

Многие из названных негативных факторов были обусловлены в основном экстенсивным характером экономического роста͵ а также спецификой соответствующих механизмов управления экономикой. В условиях экстенсивного роста͵ главным было достижение количественных результатов, а расходы производства, качество продукции, ее конкурентоспособность, технический прогресс, социальные проблемы отходили на второй план, что негативно влияло на социально-экономическое развитие страны.

Второй этап (1987-1991). Этот этап характеризуется ликвидацией государственной монополии на внешнюю торговлю и изменением принципов организации управления ВЭД. В данный период решаются два базовых вопроса:

1. Расширение прав министерств и ведомств, объединœений и предприятий для выхода на внешнеэкономический рынок, установления прямых связей, развития производственной и научно-технической кооперации.

2. дальнейшее усовершенствование государственного регулирования ВЕД.

На данном этапе был принят ряд важных правительственных постановлений, направленных на решение данных вопросов. Особенно следует отметить постановление ʼʼО дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных кооперативных и других общественных объединœений и организацийʼʼ от 12.12.88 ᴦ., в соответствии с которым всœе предприятия получили право выхода на внешний рынок.

Большое внимание на данном этапе уделяется перестройке внешнеэкономического аппарата на уровне предприятий, регионов и страны в целом. Создается новая система регулирования ВЭД. При этом не всœегда ее формирование имело наступательное движение. Предприятия, которые получили право выхода на внешнеэкономический рынок, не владели должным опытом осуществления экспортно-импортных операций, достаточными знаниями в сфере деловых отношений и этики международного бизнеса.

Третий этап (с 1991 года по нынешнее время) - ϶ᴛᴏ период реформирования и развития ВЭД и управления ею в Украинœе, как суверенном государстве.

Суть принятой на начальном этапе концепции состояла в развитии активного сотрудничества со странами дальнего зарубежья, вхождении в мировой интеграционный процесс, в усовершенствовании и дальнейшем развитии экономических связей со странами ближнего зарубежья, переведении их на рыночные отношения. В данный период был принят ряд важных законодательных актов, а именно:

· Закон Украины ʼʼО внешнеэкономической деятельностиʼʼ,

· Закон Украины ʼʼО едином таможенном тарифеʼʼ,

· Закон Украины ʼʼО режиме иностранного инвестированияʼʼ,

· Декрет КМУ ʼʼО режиме иностранного инвестированияʼʼ,

· Декрет КМУ ʼʼО системе валютного регулирования и валютного контроляʼʼ

За данный период значительно увеличилось количество субъектов, осуществляющих ВЭД, возрос объём внешнеторгового оборота͵ расширилась география внешнеэкономических связей. При этом в организации и управлении ВЭД в Украинœе остается еще много нерешенных проблем. А именно:

· структура внешнеторгового оборота͵ как и раньше, имеет в основном сырьевой характер,

· всœе еще нерациональным является импорт,

· недостаточно эффективно функционируют СП с иностранным капиталом.

Большого внимания требуют и такие вопросы, как создание стабильной правовой базы, благоприятного инвестиционного климата͵ эффективной системы управления ВЭД на уровне предприятия, повышение качества экспортной продукции и много других. Особого внимания требует подготовка специалистов для сферы ВЭД.

Процесс интернационализации хозяйственной жизни состоит в том, что национальные экономические системы могут эффективно развиваться только при условии их взаимодействия и переплетения. По этой причине сейчас тяжело найти государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не было бы субъектом международных экономических отношений и не подвергалось влиянию внешней (международной) среды.

В случае если рассматривать экономику государства с точки зрения функциональной ориентации, она состоит из двух секторов: внутренней и внешней экономики. Назначение внутренней экономики - удовлетворение потребностей потребителœей за счёт внутреннего производства, внешней -выход на международные рынки товаров, услуг и факторов производства с целью повышения общеэкономического благосостояния государства. Таким образом основной критерий выделœения этих двух секторов - наличие экономических связей между хозяйствующими единицами, которые взаимопредставляют разные государства.

Исходя из этого можно дать определœение внешнеэкономических связей как комплексной системы разносторонних форм международного сотрудничества государств и их субъектов в разных отраслях экономики.

Среди базовых причин, которые стимулируют развитие внешнеэкономических связей, следует выделить такие: неравномерность экономического развития разных государств мира, отличия в сырьевых ресурсах, отличия в человеческих ресурсах, неравномерность размещения финансовых ресурсов, характер политических отношений, разный уровень научно-технического развития, специфика географического положения, природных и климатических условий.

Таким образом большинство государств мира, имея ограниченную ресурсную базу и узкий внутренний рынок не в состоянии производить достаточное количество эффективных товаров, которые необходимы для внутренних потребностей. Для таких государств внешнеэкономические связи есть способом получения необходимых товаров. Государство с большим сырьевым потенциалом базирует свои экономические системы на основании реализации экспортного потенциала. То есть, крайне важно сть существования внешнеэкономических связей обуславливается тем, что разные государства имеют разные производственные условия.

Зачем Украинœе нужны внешнеэкономические связи? Украина как молодое суверенное независимое государство, существующее как таковое всœего лишь 20лет на сегодняшний день отличается низким жизненным уровнем населœения, нестабильностью экономики, отсутствием развитой системы стимулирования экспорта͵ финансирования экспортных поставок, страхования. Как и любое государство, Украина стремиться к выходу на эффективный общий рынок, к свободному передвижению товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, к устранению любых межгосударственных барьеров и ограничений, обеспечению равных возможностей для свободной экономической деятельности, а это невозможно без внешнеэкономических связей.

Эффективность связей во многом предопределœена внешнеэкономической политикой самого государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является одной из базовых составных экономической политики Украины.

Внешнеэкономическая политики - совокупность целœенаправленных государственных методов относительно реализации экономического потенциала государства на внешнем рынке и удовлетворение собственных потребностей за счёт товаров и услуг иностранного производителя.

Основные элементы внешнеэкономической политики государства:

1. Внешнеторговая политика.

2. Валютная политика.

3. Политика в сфере привлечения иностранных инвестиций.

4. Таможенно-тарифная политика.

Внешнеторговая политика - это государственная политика, которая влияет на внешнюю торговлю через налоги, субсидии, прямые ограничения экспортных и импортных операций.

Существует 2 системы внешнеторговой политики – протекционизм и свободная торговля (либерализация). Протекционизм направлен на обеспечение благоприятных условий для реализации на внутреннем рынке товаров национальных производителœей, защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Политика свободной торговли выражается в более открытом доступе на национальный рынок иностранных товаров.

Валютная политика - это совокупность действий государства с целью поддержания экономической стабильности и образования базовых принципов развития международных экономических отношений за счёт влияния на валютный курс и на валютные отношения.

Политика в сфере стимулирования иностранных инвестиций - это комплекс мер государства для привлечения и использования иностранных инвестиций и территорий государства, а также регулирования вывоза инвестиций за границу.

Таможенно-тарифная политика - комплексная система мер, направленных на обеспечение экономического суверенитета государства, охраны государственных границ, реализация внешнеэкономической стратегии через сферу таможенных отношений.

Необходимо отметить, что конкретное направление внешнеэкономической политики, характер её воздействия на внутреннюю экономическую политику государства меняется исходя из внутренних и внешних условий развития национальной экономики. При этом, для достижения желаемых результатов используется достаточно большой арсенал форм, методов и инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. И исходя из того, каких приоритетов придерживается страна в области мирохозяйственных связей, ᴛ.ᴇ. какому типу внешнеэкономической политики отдается предпочтение на данном этапе, используется тот или иной набор средств. В Украинœе используется такой тип внешнеэкономической политики, как протекционизм. Протекционизм представляет собой

внешнеэкономическую политику, опирающуюся на набор инструментов,

способных обеспечить защиту национального рынка от иностранной конкуренции.Среди таких можно выделить следующие: протекционистские пошлины, импортные квоты, нетарифные барьеры – лицензирование, неоправданные стандарты качества, добровольные экспортные ограничения и др.

Обретение независимости Украиной породило процессы рыночных реформ и ее интеграцию в мировое экономическое пространство. Постепенно расширяется сфера внешнеэкономических отношений, как в сфере импорта товаров и услуг иностранного происхождения на территорию Украины, так и в сфере экспорта отечественной продукции на иностранные рынки. Это обстоятельство повлекло за собой интенсивное развитие законодательства, регулирующего ВЭД.

Внешнеэкономическая деятельность охватывает очень широкий спектр отношений, в связи с этим для регулирования отношений в сфере внешнеэкономической деятельности государство устанавливает специальные нормы, совокупность которых создает внешнеэкономическое право.

Нормы внешнеэкономического права можно поделить на общие и особенные.

Общие нормы – составляют общую часть права, в которую входят основные понятия внешнеэкономической деятельности, ее субъекты и объекты, виды и порядок ее осуществления, положения о предмете и методе внешнеэкономического права, ее источники, принципы, формы и методырегулирования внешнеэкономической деятельности.

К особенной части внешнеэкономического права можно отнести положения об особенностях осуществления ВЭД в разных отраслях экономики, в производственной и непроизводственной сферах, экспортный контроль, сертификация продукции и услуг, валютное регулирование, ответственность субъектов ВЭД, страхование ВЭД, валютные операции и др.

Наряду с этим, в системе норм права Украины, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, есть нормы разных областей права, которые относятся к разной отраслевой принадлежности: конституционного, административного, гражданского, хозяйственного, финансового, уголовного и других областей. Это объясняется тем, что процесс внешнеэкономической деятельности является довольно сложным по своему правовому характеру, его субъекты вступают в разного рода общественные отношения. Так, к примеру, нормы конституционного права определяют правовой статус и общие принципы деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Украины. Одной из областей права, которая также используется как средство государственного управления внешнеэкономической деятельностью, является административное право. В административном законодательстве выделяются нормы, которые определяют основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, компетенцию государственных органов в этой сфере и т.п.

Значительную роль в регулировании ВЭД играет гражданское право, нормы которого содержатся в Гражданском кодексе Украины, а также в ряде гражданско-правовых актов. Гражданское право принадлежит к фундаментальным областям права, основную сферу его регулирования составляют имущественные отношения. Вместе с тем, особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования относятся к области хозяйственного права. В частности, в ст. 1 ХК Украины отмечается, что Хозяйственный кодекс определяет основные основы хозяйствования в Украинœе и регулирует хозяйственные отношения, которые возникали в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствования.

Ряд важных аспектов ВЭД регулируется нормами финансового права - в частности, бухгалтерский учет и отчетность субъектов внешнеэкономической деятельности, таможенное, налоговое и валютное регулирования ВЭД.

Важное значение в регулировании ВЭД приобретают нормы уголовного права, поскольку оно выполняет охранительную функцию относительно определœенных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности. Уголовным правом наказываются наиболее опасные правовые нарушения, которые наносят наибольший ущерб экономическим отношениям, представляют угрозу экономической безопасности страны.

Определœение ВЭД дано в ст. 377 ХК Украины, согласно которой ʼʼвнешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования является хозяйственная деятельность, которая в процессе ее осуществления требует пересечения таможенной границы Украины имуществом, указанным в части первой статьи 139 настоящего Кодекса, и/или рабочей силойʼʼ.

Напомним, что ч. 1 ст. 139 ХК Украины определяет термин ʼʼимуществоʼʼ как ʼʼсовокупность вещей и других ценностей (включая нематериальные активы), которые имеют стоимостное выражение, производятся или используются в деятельности субъектов хозяйствования и отражаются в их балансе или учитываются в других предусмотренных законом формах учета имущества этих субъектовʼʼ.

Основные характеристики определœения ВЭД бывают воспроизведены также на основании Закона Украины ʼʼО внешнеэкономической деятельностиʼʼ от 16.04.1991 (далее - Закон "О ВЭД"). В ст. 1 этого закона внешнеэкономическая деятельность признается деятельностью субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях между ними, которая имеет место как на территории Украины, так и за ее пределами.

В литературе отмечаются определœенные различия в регулировании ВЭД между ХК Украины и Законом ʼʼО ВЭДʼʼ, в частности относительно того, что согласно Закону такая ВЭД не связана обязательно с пересечением имуществом или рабочей силой таможенной границы Украины. При этом такое противоречие следует истолковать на основании общеправового принципа "последующий закон отменяет действие предыдущего" (lex posteriori derogat prioti): законодатель отказался от возможности осуществления ВЭД без пересечения ее результатов таможенной границы Украины.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ" 2017, 2018.

Внешнеэкономическая деятельность

Тема 1. Сущность, формы, условия развития ВЭД.

    Основные формы ВЭД, субъекты ВЭД.

    Факторы развития ВЭД.

    Место России в современном мировом хозяйстве.

1. Основные формы ВЭС.

В настоящее время, в условиях глобализации хозяйственной жизни, характеризующейся растущей экономической взаимозависимостью стран всего мира в результате увеличивающегося разнообразия и объема международных сделок с товарами, услугами, капиталами возрастает значимость и актуальность ВЭД.

ВЭД - мероприятия и действия по реализации внешнеэкономических связей.

Внешнеэкономические связи - это международные хозяйственные и торгово-политические отношения, в сферу которых входят: обмен товарами, специализация и кооперация производства, научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, создание совместных предприятий.

На основе внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, позволяющее добиться экономии общественного труда в процессе рационального производства и обмена его результатами между различными странами.

Международный обмен товарами экономически целесообразен для страны при условии правильного формирования структуры экспорта и импорта.

При этом экспорт первичен, так как страна должна, получив за экспортный товар валюту, обеспечить себе возможность импорта товаров.

Цели внешнеэкономической деятельности (ВЭД): изменение объема экспорта и импорта; обеспечение страны необходимыми ресурсами; изменение экспортных и импортных цен.

Достижение целей возможно путем решения следующих задач:

1)изучение теоретических основ международного разделения труда и международной торговли;

2)изучение приемов и методов международной торговой политики;

3)изучение методов международного ценообразования;

4)изучение организации и техники внешнеэкономических операций.

В России понятие внешнеэкономическая деятельность предприятия появилась только в 1987г., с начала осуществления внешнеэкономической реформы, суть которой основывалась на децентрализации внешней торговли, и переходу к внешнеэкономической деятельности предприятий от межправительственных внешнеэкономических связей. В результате реформ понятие "внешнеэкономические связи" дополнилось новым понятием "внешнеэкономическая деятельность". В середине 80-х годов стали проявляться негативные стороны развития внешней торговли в нашей стране, к ним относятся:

отсталая стратегия и товарная структура экспорта и импорта;

падение темпов внешнеторгового оборота;

устарелые формы организации работы на внешнем рынке.

Это и повлияло на одностороннее развитие внешнеторговых отношений. Экспорт строился на чрезмерном объеме продаж сырья и энергоносителей, в итоге к началу 90-х годов доля РФ от общего объема мирового экспорта не превышала 3,5%.

Однообразие и неизменность импортных позиций в течение долгого времени привело к снижению и прекращению развития в стране многих отраслей и направлений производства.

Такие негативные факторы стали причиной реформирования внешнеэкономических связей, направленных: на расширение прав отраслевых министерств и ведомств, предприятий и объединений, на расширение числа участников внешнеэкономической деятельности за счет создания совместных предприятий, международных объединений и организаций, на развитие экспортного потенциала РФ, включающего совершенствование его структуры, повышения степени конкурентоспособности и увеличение доли продукции, на развитие механизма государственного стимулирования экспорта, на формирование современной инфраструктуры внешнеэкономической деятельности предприятия (ВЭД).

В настоящее время субъектами ВЭД могут выступать предприятия любой формы собственности.

Предприятие-участник ВЭД - это самостоятельное юридическое лицо, обладающее обособленным имуществом, имеющее право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, а также быть истцом в суде, арбитраже и третейском суде.

Они имеют право участвовать во внешнеэкономической (включая внешнеторговую) деятельности, заключать экспортные и импортные сделки с иностранными партнерами. При этом за некоторым исключением, для участников внешнеэкономической деятельности не требуются ни особая регистрация, ни специальные разрешения. Являясь участником ВЭД, предприятие должно иметь четко очерченные цели деятельности, которые определяются в его учредительных документах. Цели и задачи внешнеэкономической сделки не должны вступать в противоречие с тем, что определено в уставе или прочих учредительных документах предприятия.

Также субъектами внешнеэкономической деятельности могут также быть общественные организации и объединения. Они могут вступать в международные неправительственные объединения, поддерживать прямые международные контакты, заключать соответствующие соглашения.

ВЭД предприятия может осуществляться в различных видах и формах (таблица): Формы и виды осуществления ВЭД предприятия

Виды ВЭД Формы ВЭД

Внешняя торговля - экспорт, импорт, бартерные сделки, компенсационные сделки

Международное инвестиционное сотрудничество - прямые иностранные инвестиции, портфельные инвестиции, кредитные соглашения, международный финансовый лизинг, совместное производство в рамках совместного предприятия

Международное производственно-техническое сотрудничество - международная производственная кооперация, совместное сооружение промышленных объектов, совместные производственные программы, подрядное сотрудничество

Международное научно-техническое сотрудничество - купля-продажа патентов и лицензий, совместные научные исследования, оказание технической помощи, обучение персонала, франчайзинг, оказание консультационных инжиниринговых услуг

Международные валютно-финансовые и кредитные отношения - предоставление кредитов и займов, проведение международных расчетов, купля-продажа валюты, купля-продажа ценных бумаг

В соответствии с предложенной классификацией ВЭД процесс интернациализации деятельности предприятия может проходить в два этапа: 1. внешнеторговая экспансия – экспорт товаров и услуг, продажа технологий; 2. зарубежное инвестирование, принимающее определенные формы создания собственной сбытовой и производственной сети.

Внешнеэкономическая деятельность предприятий осуществляется путем заключения международных контрактов. Внешнеторговый контракт представляет собой договор о заключении сделки (купли-продажи, проведения работ, оказания услуг и т.д.) между двумя и более контрагентами, находящимися в разных странах. Различаются сделки по экспорту, импорту товаров и сделки по встречной торговле.

Экспорт - это вывоз товаров с таможенной территории страны за границу без обязательства по обратному их ввозу и возможное предоставление иностранными лицами услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности.

Импорт - покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на таможенную территорию страны покупателя.

Реэкспорт – это продажа за границу ранее импортированного товара.

Реимпорт – это приобретение ранее экспортированного товара.

Встречная торговля (встречные сделки) представляют собой организационно - увязанные экспортно-импортные операции, где экспортер обязуется принять в оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости встречного импортного товара покупателя. Примером встречных сделок может служить бартерное сотрудничество на основе товарообмена.

Внешнеторговый контракт - является основным, базовым документом, определяющим меру материальной ответственности сторон за выполнение обязательств, поэтому от правильности его составления зависит конечный результат сделки.

Контракт должен включать в себя следующие разделы;

a. общие положения;

b. предмет контракта;

c. цена и стоимость контракта;

d. сроки поставки товара;

e. условия платежа;

f. упаковка и маркировка груза;

g. порядок подачи претензий;

h. санкции и штрафы;

i. форс-мажор и разрешение споров.

Заключение и реализация договора на внешнем рынке подчиняется правовому регулированию по следующим позициям: международные соглашения по ВЭД и нормы гражданского законодательства. Права и обязанности сторон по реализации внешнеэкономической сделки определяются теми законодательными актами, которые действуют по месту ее заключения.

С целью единообразия в международной практике введен и действует выпущенный Международной торговой палатой сборник толкований международных торговых терминов «Инкотермс». Во избежание недоразумений между контрагентами в контрактах делается акцент на применение условий «Инкотермс» или, наоборот, оговорка об использовании специальных терминов. Российская Федерация является участником Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г.

Знание и применение Конвенции позволяет использовать унифицированный правовой режим для контроля за договорами купли-продажи во внешнеэкономической деятельности предприятия. Это важно, так как различные иностранные партнеры несут с собой национальные особенности в решении одних и тех же вопросов, в ряде случаев является проблематичным определение государства, правом которого регулируются отношения по конкретному договору. Поэтому при неурегулированности каких-либо позиций в договорах применяется конвенция, независимо от того, есть на нее ссылка или нет. Критерием применения Конвенции при исполнении международных контрактов служит нахождение коммерческих предприятий -сторон договора в разных государствах, при этом эти государства должны быть участниками Конвенции.

В настоящее время предприятие может осуществлять экспортно-импортные операции самостоятельно посредством реализации прямых договоров с иностранными партнерами или через посредников - другие предприятия, предоставляющие свои услуги по ВЭД. Выбор правовой формы ВЭД зависит от экономических возможностей и потребностей предприятия.

Реализуя свои цели во внешнеэкономической деятельности через другие предприятия, предприятие-экспортер (импортер) использует договоры поручения, договоры комиссии, договоры поставки. При заключении договора комиссии, при заключении контрактов с иностранными контрагентами выступает предприятие-комиссионер от имени предприятия-производителя (комитента) экспортируемого (импортируемого) товара. Помимо подписания договора комиссионер берет на себя обязательства реализовать этот договор при определенных условиях, в частности, как правило, за счет комитента. В результате предприятие-комиссионер получает комиссионное вознаграждение в размере оговоренного процента от общей стоимости контракта по обоюдной договоренности сторон.

Если речь идет о договорах поручениях, то предприятие-экспортер (импортер) поручает от своего имени заключить контракты другому предприятию за определенное вознаграждение.

Разнообразие видов и форм внешнеэкономической деятельности предприятий должно способствовать повышению эффективности внешних связей государства в целом. Это позволит решить такие задачи, как увеличение валютных ресурсов и объемов торговли, улучшение структуры экспорта и импорта, погашение нынешних долгов, расширение сфер сотрудничества, привлечение капитала и технологий в страну.

При существующей самостоятельности участников ВЭД государство оставляет за собой право регулировать важнейшие аспекты этой деятельности. Основы государственного регулирования ВЭД концептуально определены в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности». Государственное регулирование ВЭД базируется на определенных экономических и административных методах. К ним можно отнести таможенно-тарифное регулирование в виде применения импортно-экспортного тарифа; квотирование, лицензирование и т.д.

2. Факторы развития ВЭД.

ФАКТОРЫ ВЭД: Внешнеэкономические операции - это операции, связанные с реализацией внешне¬экономической деятельности.

Важным фактором развития внешней торговли является вывоз капитала, на основе которого возникают транснациональные корпорации.

К другим общим факторам развития внешнеэкономической деятельности относятся:

1)неравномерность экономического развития различных стран мира.

2)различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах. ж

3)характер политических отношений.

4)различный уровень научно-технического развития.

5)особенности географического положения, природных и климатических условий.

3. Место России в современном мировом хозяйстве.

Россия постепенно интегрируется в международное экономическое сообщество. Россия ведет переговоры о вступление в ВТО, стала членом МФВ, Всемирного банка, Парижского клуба кредиторов, Лондонского клуба кредиторов, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

Возросло значение ВЭС в хозяйственном развитии страны, которые выступают, кроме того, важным фактором финансовой стабилизации страны. Поступления от ВЭД (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета.

Растут иностранные инвестиции в экономику России. Важным итогом в развитии ВЭД страны явилось также устойчивое положительное сальдо торгового баланса. Это было достигнуто за счет резкого сокращения государственного импорта и увеличения экспорта сырьевых товаров. Доходы от внешней торговли значительно ослабляют нагрузку на расходную часть бюджета.

Интеграция РФ проходит в условиях, когда не решены многие проблемы ее социально-экономического развития, а экономика зависит от конъюнктуры цен на мировых товарных рынках. Россия пока не получила в полной мере извлекаемую выгоду из интеграции в мировую экономику.

Например:

Привлекаемый иностранный капитал концентрируется в первую очередь в торговле, в т.ч. в значительной степени – во внешней, а также в топливно-сырьевых отраслях.

экспорт России продолжает носить ярко выраженный сырьевой характер. На долю пяти товарных групп приходится около 80% экспорта (топливо, металлы, химические товары, лесоматериалы, сельскохозяйственное сырьё). Происходит активное исключение из структуры экспорта продукции машиностроения;

несмотря на рост экспорта, это не сопровождается адекватным увеличением валютных поступлений в доход государства;

увеличивается импорт, т.е. ввоз в Россию с/х продукции в ущерб развитию сельского хозяйства на внутреннем рынке;

выявилась незащищенность отечественных производителей от конкурирующей импортной продукции по широкому кругу товаров;

растёт дискриминация со стороны иностранных государств в отношении широкого перечня экспортируемой из России продукции, в результате чего страна не только ограничена в реальных возможностях поставок своих вполне конкурентоспособных товаров на западные рынки, но и потеряла прежние;

в России исчерпались экстенсивные факторы роста экспорта основных сырьевых товаров, т.е. за счёт физического объёма вывоза.

Все это происходит в условиях, когда изменяется отраслевая структура мирового хозяйства, где на первый план выходят сфера услуг и обращения, особенно связанные с НТП: наука, образование, здравоохранение, информационный комплекс, услуги бизнесу. Возрастает значение деятельности финансовых, кредитных, страховых учреждений. Сокращается производство в традиционных отраслях (черная металлургия). Основной потенциал роста экономик сосредотачивается в технологически сложных, наукоемких отраслях обрабатывающей промышленности. В тоже время возрастает значение отраслей переработки сельскохозяйственной продукции.

Чтобы России быстро и полномасштабно включиться

в мировое хозяйство, чтобы получать выгоду от ВЭС, необходимо технологическое перевооружение, подключение к мировым финансовым ресурсам, используя такие преимущества, как мощная сырьевая база, относительно дешевая и квалифицированная рабочая сила, передовой уровень некоторых отраслей и видов продукции, а также достижения в сфере фундаментальных научных исследований.

Однако все эти преимущества и ресурсы нельзя задействовать в широких масштабах и в короткие сроки. Могут не оправдаться, расчеты на то, что импорт повысит конкуренцию, поскольку, как показывает мировой опыт, зарубежным и местным монополиям легко достичь "взаимопонимания", которое может получить и организационное оформление в виде совместных предприятий.

Поэтому в части ВЭД для России стоит необходимость решения триединой задачи:

развитие экспорта и совершенствования его структуры;

защита внутреннего рынка и отечественных производителей;

продолжение курса на интеграцию российской экономики в мировое хозяйство и обеспечения для этого благоприятных внешних условий.

Развитие ВЭД регионов России

По данным Минэкономразвития и торговли среди регионов России можно выделить около 30 субъектов, которые можно охарактеризовать сравнительно широкой открытостью экономики для внешнего рынка. На них приходится значительная, до 80%, часть экспорта и импорта.

В зависимости от различной степени открытости, степени рисков (от политических до инвестиционных), финансовой устойчивости, а также инвестиционной привлекательности, регионы России будут по-разному использовать внешние факторы для целей развития.

В зависимости от экспортного потенциала регионы можно разделить на следующие группы.

К первой группе относятся Башкирия, Татарстан, Белгородская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская и Челябинская области. В этих регионах экономика оказалась наиболее устойчивой к кризису, с достаточно диверсифицированным производством, развитой инфраструктурой, квалифицированным кадровым потенциалом. Спад в экономике этих регионов был незначительным, а спрос на продукцию основных отраслей - относительно высоким.

Вторую группу составляют сырьевые регионы - республики Коми, Саха (Якутия), Хакасия; Красноярский край; Иркутская, Кемеровская, Магаданская, Омская, Оренбургская, Томская и Тюменская области, для которых характерны высокий уровень производства. Однако благополучие этих регионов определяется в основном экспортом и подвержено сильному влиянию конъюнктуры мирового рынка.

Третью группу составляют 8 областей Центрального ФО - Владимирская, Ивановская, Курская, Московская, Смоленская, Тульская, Ульяновская и Ярославская. К началу реформ эти области располагали высоким производственным потенциалом, квалифицированными кадрами, развитой инфраструктурой.

Четвертую группу составляют 17 субъектов РФ - Республика Карелия, Архангельская, Вологодская, Воронежская, Калужская, Камчатская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Новороссийская, Орловская, Пензенская, Пермская, Рязанская, Сахалинская и Тверская области. Эти регионы не относятся ни к числу наиболее депрессивных, ни к благополучным. Для укрепления экспортного потенциала здесь нужны меры государственной поддержки, направленные на разрешение присущих этим регионам проблем. Это же относится и к трём важнейшим с/х регионам: Краснодарскому, Ставропольскому краям и Ростовской области.

К наиболее значимым преимуществам России во ВЭД можно отнести следующие: крупные минерально-сырьевые ресурсы, имеющие по некоторым категориям мировое значение; наличие отвечающих мировому уровню промышленных и научно-технических мощностей; многочисленные трудовые ресурсы с высоким общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой; крупные масштабы основных фондов в промышленности и транспорте, позволяющие экономить на инвестиционных затратах.

Одновременно на внешнеэкономических связях и всей экономике страны сказываются слабости, устранить которые в сжатые сроки без крупных финансовых и иных затрат нельзя:преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий и методов организации производства, его чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность; колоссальный износ основных фондов; слабая мотивация и низкая интенсивность труда, бюрократизация экономики, а также социальная неустойчивость; резкая неравномерность в экономическом развитии регионов и разрывы в стандартах жизни между ними; разрыв после распада СЭВ и СССР сложившихся линий хозяйственных и торговых связей, отсутствие опыта маркетинга, а также адекватной инфраструктуры.

Таким образом, главной целью развития ВЭД является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений, с тем, чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда.