Трудности выбора профессии у молодежи. Центр профориентации Основные затруднения ошибки выборе профессии

Типичные ошибки при выборе профессии.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Для принятия этого решения важно обладать достоверной информацией о своих склонностях и способностях, необходимых для профессиональной деятельности, существующих профессиях и специальностях, об учебных заведениях и о востребованности различных профессий на рынке труда.

Из множества профессий выбрать необходимо одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Конечно, никто не застрахован от ошибок, но хочется, чтобы вероятность промаха была как можно меньшей.

Все ошибки, допускаемые при выборе профессии можно разделить по пунктам:

  1. Отношение к выбору профессии как к неизменному (т.е. «на всю оставшуюся жизнь»).

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации специальности. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Анализируя сейчас ситуацию на рынке труда можно сказать, что каждый год появляются новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные профессии. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодиться в неожиданных ситуациях.

Например, психолог, приобретя дополнительные знания в области менеджмента и трудового делопроизводства, может строить свою карьеру в области управления персоналом. Так же экономист по внешнеэкономической деятельности неизбежно сталкивается с юридическими вопросами, поэтому нередко вынужден получать юридическое образование, что может позволить ему сменить сферу деятельности. В последнее время в производственной и промышленной сферах требуются менеджеры и маркетологи с базовым техническим образованием.

Научно-технический прогресс требует владения новыми информационными технологиями и средствами коммуникации, и это касается не только специалистов среднего и высшего звена, но и рабочих профессий, т.к. производство становится высокотехнологичным.

На сегодняшний день, широкое распространение получили образовательные услуги для взрослых: различные профессиональные курсы от каменщиков до валютных трейдеров, второе высшее образование и профессиональная переподготовка, высшее образование на базе среднего профессионального, курсы повышения квалификации и курсы иностранных языков, риторики и прочее. Кроме этого, существуют государственные программы по переподготовке специалистов, например, военнослужащих, уволенных в запас, или безработных граждан и т.д.

2. Бытующие мнения о престижности профессии.

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными. Все хотят красиво работать, но кто будет делать «грязную, некрасивую» работу?

Высокий заработок и социальный статус в обществе - основные критерии, по которым делается вывод: престижна профессия или нет. В журнале «Карьера», часто печатаются статьи о построении карьеры на примерах отдельных успешных личностей, из которых следует, что действительно хорошее образование это прочный фундамент для построения карьеры, но это только начало долгого пути. Поговорите со своими родителями, знакомыми многие учились в институтах, чем занимаются сейчас их однокашники? Кто и каких успехов добился? Все получили одну и ту же профессию, однако, зарплаты и социальный статус и даже сферы деятельности разные.

Престижность профессии, во многом зависит от настроений в обществе, от идеалов и принципов среди молодежи, а они, как известно, меняются. Проще всего проследить это на истории нашей страны. В 60-е годы профессия геолога, например, или инженера-конструктора были очень популярны и престижны среди молодежи . Что стало с этими профессиями в годы «застоя»? Игра в шахматы на рабочем месте, скучная неинтересная работа, низкая зарплата- все это было атрибутами профессии инженера. В результате в технических вузах возникли проблемы с набором, а те кто, заканчивают технический ВУЗ не идут работать по специальности. На сегодняшний день возрождается производство, многим фирмам – посредникам, работающим в промышленности нужны молодые энергичные специалисты с техническим образованием, которых очень мало. Ограниченное предложение делает этих специалистов очень востребованными, а значит хорошо оплачиваемыми. Таким образом, престижность профессии зависит еще и от состояния рынка труда.

Разумеется, есть профессии, что называется «на все времена», которые всегда престижны, но это в основном творческие профессии: актеры, музыканты, художники и т.д. Однако престижно ли быть актером без ролей, или музыкантом без слушателей?

3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (т.е. «За компанию»).

Чаще всего, эта ошибка происходит тогда, когда выбор профессии осуществляется только на основе интересов и склонностей. Как известно, друзей, прежде всего, объединяет общность интересов и увлечений. Поэтому, выбор одинаковой профессии с другом для подростков рассматривается абсолютно естественно. Так же это бывает из-за боязни самостоятельного выбора, боязни ошибиться. Часто просто из-за лени, например, друг и его родители все узнали, выбрали учебное заведение, все взвесили, зачем самому еще что-то делать. Многие старшеклассники воспринимают поступление в вуз как определенный этап веселости (студенческой) в который лучше отправиться с другом. Многим, как не странно, вообще все равно, куда пойти учится, раньше вместе ходили в школу, теперь вместе пойдем в ПТУ или техникум. Конечно, это не правильно. Во-первых, каждый человек индивидуальность и обладает своим неповторимым набором способностей и склонностей. Пример: Вася идет на пожарника (а он рискованный и бесстрашный человек), а Коля, следуя за ним (по своей натуре очень осторожный и рассудительный), в итоге Вася все-таки будет пожарником, а вот Коля вряд ли. Во-вторых, у каждой семьи свои возможности, о которых вы можете не знать.

4. Перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно важно очарование преподавателем (если вас восхищает душевность физика – это не значит, что вам нравиться заниматься физикой ) . Кроме того, не следует стремиться получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

Психологически мы склонны обращать внимание на наиболее привлекательные для нас черты той или иной деятельности . А о многих других сторонах не задумываемся вовсе. В результате образ даже хорошо знакомой профессии существенно искажается. Ведь за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перебирают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей – прежде чем подготовят 10-ти минутное сообщение.

Очень ярко образцы такого ряда иллюзий обнаруживают абитуриенты педагогических вузов. Многих сюда приводит увлеченность занятиям любимой наукой (математикой, интерес к истории и т.п.,) а собственно работа учителя, преподавателя привлекает мало.

Рассмотрим в качестве примера профессию дизайнера. Работа дизайнера связывается, прежде всего, с творчеством, со свободным графиком, большими деньгами, общением с интересными и обеспеченными людьми, а также известностью и светской жизнью. Однако у этой профессии тоже есть непривлекательные стороны. Прежде всего, это кропотливый и тяжелый труд, часто связанный с физическими нагрузками. Работа над определенным проектом может длиться несколько недель, а то и месяцев без выходных. Кроме того, нельзя забывать, что дизайнер работает для заказчика, соответственно должен учитывать желания клиента и видение им результата работы, которые далеко не всегда совпадают с творческой задумкой самого дизайнера. Но самой главной трудностью в этой профессии является трудоустройство. Даже самые крупные фирмы работают «от заказа до заказа» и этот перерыв может быть достаточно велик. Конкуренция на этом рынке уже высокая. Как и в любой творческой профессии, признание дизайнера как профессионала может придти уже в институте, а может не наступить никогда. К сожалению, это даже не зависит от способностей и меры таланта.

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

Прежде всего, при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим стоят. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и т.д. А человек с лингвистическим образованием может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем – референтом.

Важно знать, что профессий существует больше, чем школьных предметов.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

На данный период во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется во все сферы деятельности – вплоть до животноводства.

8. Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах.

Разобраться в себе вам могут помочь профконсультанты, родители, учителя, друзья. Полезными также могут быть психологические тесты, но задача тестов – это активизация деятельности по самопознанию (т.е. самонаблюдению, самоанализу), не ждите от теста готового ответа.

9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Цена этой ошибки очень высока – это здоровье. Многие подростки, имеющие проблемы со здоровьем не соотносят их с выбором профессии. Выбирают учебное заведение, сдают экзамены, но не проходят медкомиссию, по состоянию здоровья. И на этом этапе начинают подключаться родители, искать всевозможные пути, чтобы ребенок оказался в выбранном учебном заведении. Но дело в том, что медицинские противопоказания появились не случайно, так как есть профессии в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. (Например: компьютерщики и портные сильно напрягают глаза, а летчики – сердце). Поэтому не соотношение профессиональной деятельности и здоровья может привести к самым тяжелым последствиям.

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

Здесь главное, чтобы подросток творчески подошел к делу и разработал для себя свой собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей и знаний. Важным помощником в этом могут стать: уроки профориентации, которые должны обучить вас основам правильного выбора профессии и технологиям подбора учебного заведения.

Во многих школах есть собственные психологические службы, где специалисты могут провести необходимые консультации, если таковые отсутствуют, то в школах есть информация о специализированных районных и городских организациях, где вам окажут помощь в профессиональном самоопределении. Многие подростки даже не знают с чего начать выбор соответствующей профессии, и часто стремятся переложить ответственность на других, например, на родителей или учителей.

Когда выбрана профессия, неизбежно встает не менее важный вопрос, где ее получить. Рынок образовательных услуг чрезвычайно не стабилен, появляются и закрываются учебные заведения, изменяются государственные образовательные стандарты, меняются названия специальностей и квалификаций. Разобраться самостоятельно в этой ситуации практически невозможно. Очень часто абитуриенты и родители даже не знают, что спросить на Дне открытых дверей или в Приемной комиссии. Подбор учебного заведения необходимо проводить очень тщательно. Случайный выбор учебного заведения может привести к самым неожиданным последствиям: вы можете не получить диплома государственного образца, или в этом дипломе вам напишут другую специальность, вуз может просто закрыться, может оказаться, что практика не будет организована, и в этом случае откуда появятся практические навыки и т.д.

1.Самостоятельная профессиональная ориентация/ Под общ. Ред. В.Д. Рожкова. – СПб.: ООО «Фортекс», 2002. – 136 с. С 55-56

2. Организация профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях. Часть 2.Брянск, 1999 г. С.13-16

ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека, При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то , что с каждым годом появляются все новые и новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Но бойтесь того, что выбор профессии сейчас фатальным образом определит всю вашу судьбу.

Изменение выбора, освоение новой специальности сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплина р ных областях деятельности. Первая профессия, даже если вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое о б разование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

2. Бытующие мнения о престижности профессии.

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия сч и таются недостойными, неприличными (например, мусорщик). Экономист или психолог не менее полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна уч и тываться - но после учета ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) «модной», но не принос я щей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окаж е тесь, непригодны к выполнению основных рабочих функций...

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за комп а нию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру», так же как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят вашего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в общ е стве, формирования образа «Я» и самооценки, поэтому, огл я дываясь на других, сравнивайте (себя с друзьями), а не слепо повторяйте. Старайтесь увидеть, чем вы отличаетесь от тов а рищей и в чем сходны. Это поможет понять, что если Вася хочет освоить опасную работу пожарного (а он - человек, сп о собный на риск), вам эта профессия может не подойти (вы ведь очень осторожный и рассудительный).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать прежде всего ос о бенности данного вида деятельности, а не выбирать профе с сию только потому, что вам нравится или не нравится чел о век, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если вас во с хищает душевность учителя по химии - это не значит, что вам нравится химия сама по себе).

5. «Романтичная» или «интеллигентная» профессия.

Часто совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира- спортсмена, политика, журналиста, артиста. Для успешной реализации себя в профессиях такого рода прих о дится совершать массу рутинных, неромантичных и иногда даже неинтеллигентных действий. Оборотная сторона медали таких профессий приводит к разочарованию, обидам и боли, что обстоятельства не позволяют реализовать себя. Типичный пример: ежегодно один только ВГИК выпускает несколько десятков кинорежиссеров. Имена кинорежиссеров, творения которых доходят до зрителя, можно пересчитать по пальцам. . Как себя чувствуют остальные? Возможно, они могли бы снять не менее талантливое кино, но мы об этом не узнаем...

6. «Модная профессия». Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, ст о ит напряженный, будничный труд. Журналисты не всегда выступают в телепередачах. Чаще они перелопачивают массу информации, роются в архивах, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, к о торое озвучит диктор на телевидении.

Огромный риск того, что через некоторое время будет н а блюдаться переизбыток отнюдь не счастливых обладателей этой профессии, а следовательно, безработица и жесткая конкуре н ция. Закон маятника: резкий подъем - предвестник спада.

7. «Трудовые династии», или в общем случае «профессия, как у...» Времена и социальные обстоятельства, как н е трудно заметить, частенько меняются - это, так сказать, первый сюрприз. Второй сюрприз - тот факт, что нет стопроцентных гарантий наследования способностей и склонностей, и даже если кто-то похож на другого во всем остальном, именно в своих профессиональных н а клонностях может и отличаться.

8. Профессия, обещающая большие деньги.

Оказывается, не только что-то обещающая, но и требу ю щая немалого: бешеной работоспособности, риска, толсток о жей неуязвимости и готовности отказаться от многих других важных для человека вещей. К примеру, биржевые игроки должны постоянно держать «руку на пульсе» (трубку у уха),

принимая информацию у своих брокеров на нью-йоркской, токийской биржах... А ведь это в разных часовых поясах! Преждевременная седина, заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы...

9. Отождествление школьного учебного предмета с пр о фессией или плохое различение этих понятий.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку, много - переводчик, эк с курсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык» в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более, имейте в виду, что профессий сущ е ствует больше, чем школьных предметов.

10. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

Во всех профессиях, прежде всего в рабочих, появляется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства.

11. Неумение и нежелание разбираться в своих личнос т ных качествах (склонностях, способностях).

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, род и тели, учителя, товарищи. Полезными могут оказаться псих о логические тесты, а также статьи и публикации на тему поп у лярной психологии. Однако имейте в виду, к такой информ а ции надо относиться критически, как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопо з нанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

12.Незнание и недооценка своих физических особенно с тей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Существуют профессии, которые могут быть вам противопоказаны, так как они могут ухудшить состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Программисты сильно напрягают глаза, а летчики - сердце.

I3 . Незнание основных действий, операций и их порядка при

решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

Когда вы решаете задачу по математике, то выполняете определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии.

Творчески подойдите к делу, постарайтесь разработать для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены:

Анализ предложений на рынке образования;

Анализ спроса на рынке труда;

Объективная оценка своих способностей, склонностей,

знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д. Словосочетание «выбор профессии» как бы указывает на принятое однажды решение, событие, что в действительности не совсем точно.


Ошибки в выборе профессии

Представьте, у Вас появился новый знакомый. Что Вы захотите узнать о человеке прежде всего?
Наилучшее представление о ком-либо поможет получить род его занятий. То, какой профессией человек владеет или обучается, во многом определяет его как личность. Судите сами. По крайней мере, профессия = работа это:

  1. Место, где Вы находитесь каждый рабочий день.
  2. Люди, которые Вас окружают (кто они - Ваши коллеги?).
  3. Ваш заработок и, соответственно, уровень жизни.
  4. Взгляд на жизнь.
  5. Ваше место в социуме.

Кроме того, в обществе существуют устойчивые стереотипы о представителях тех или иных профессий. А что Вы подумаете о человеке, если узнаете, что он адвокат (художник, бухгалтер…)?
Также нельзя забывать и о том, что профессиональная жизнь тесно переплетается с личной жизнью. Если работа для Вас - каторга, вполне закономерно, что она не приносит радости. А плохое настроение сказывается и на здоровье, и на общении с близкими людьми. И напротив, если работа для Вас - это удовольствие, то Вы приходите домой усталые, но довольные, а не раздраженные. Не зря один умный человек сказал, что счастье - это когда с радостью идешь утром на работу, а вечером домой.

Выбор своей будущей профессии - дело важное и ответственное. Часто люди интуитивно осуществляют его правильно. Но немало и таких, кто ошибся в своём выборе. Наверно, каждому из нас доводилось встречать специалиста, который не на своём месте. Чаще всего такие встречи оставляют неприятные воспоминания.
Разочаровавшись в своем выборе, кто-то продолжает учиться или работать там же, а кто-то меняет род деятельности. Но лучше предупредить ошибки, чем исправлять их.
Какие же ошибки может совершить человек на пути выбора профессии? Читайте внимательно, предупрежден - значит вооружен!

1. Увлечение только внешней стороной профессии без учета её содержания и возможных трудностей
Это одна из самых распространенных ошибок, которую допускают люди, осуществляя свой профессиональный выбор. Часто, размышляя о профессиях, мы представляем себе лишь вершину айсберга. Спортсмен легко и красиво выполняет показательные выступления, но за этой непринужденностью скрывается напряженный, ежедневный труд. Чтобы сделать правильный выбор важно четко представлять себе, какие виды деятельности включает ваша будущая специальность, каковы трудности и особенности работы, невидимые посторонним взглядом. Для этого необходимо собирать информацию об интересующей профессии в самых разных источниках Книги, фильмы - не ограничивайтесь этими данными, профессиограммы - описания профессий, мнения профессионалов в данной области - только они расскажут о подводных камнях своей работы.

2. Отношение к выбору профессии как к неизменному
Прошли те времена, когда лучшим из возможных вариантов считалось отработать 30 лет у одного станка. Современные ученые установили, что для полноценной самореализации человеку необходимо сменять виды профессиональной деятельности каждые 5 - 8 лет. Но нужно помнить, что образование, которое Вы получите первым, наложит сильнейший отпечаток на Ваше мировоззрение. Это связано с тем, что мировоззрение активно формируется как раз в юношеском возрасте. Выбор дела - задача сложная, интересная и актуальная на протяжении всей жизни.

3. Выбор профессии по принципу престижности профессии
Существуют предрассудки, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, (например, дворник). Экономист или юрист ничуть не более полезен для общества, чем социальный работник или слесарь. Учитывайте престижность профессии, но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Кроме того, мода скоротечна. Будут ли престижные сейчас профессии таковыми через 10-15 лет?

4. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию)
Одно дело - сравнивать себя с другими и совсем другое - слепо подражать и пытаться быть как все. Нужно прислушаться к себе и разобраться, что действительно интересно ВАМ, а не другу, увидеть различия между собой и товарищами. А потом сделать свой самостоятельный выбор.

5. Перенос позитивного отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию
При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится человек, который ею занимается. Например, учитель географии в школе - интересный, обаятельный человек, много и увлекательно рассказывает о своих наблюдениях в ходе разных путешествий… Но, во - первых, не все географы такие, а во - вторых, путешествовал то он в свободное от работы время.

6. Незнание или недооценка своих физических особенностей
Любая профессия предъявляет требования к здоровью человека - более или менее жесткие. Чтобы стать лётчиком или машинистом поезда нужно иметь стопроцентное здоровье. А профессии продавца или парикмахера связаны с сильной нагрузкой на ноги…
Надо учитывать особенности своего организма, чтобы знать, какие профессии вам противопоказаны и смогут усугубить состояние Вашего здоровья.

7. Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
Важно разобраться в своих личных качествах, учитывать свои склонности, способности, особенности памяти, внимания, мышления… Каждая профессия выдвигает определённые требования - необходимые для её освоения профессионально важные качества. Например, чтобы успешно реализоваться, педагогу необходима эмоциональная устойчивость, а машинисту - высокая скорость реакции.

8. Выбор не профессии, а высшего образования как такового
В последнее время всё чаще встречаются люди, которые поступают в ВУЗ только за тем, чтобы получить заветную корочку. Такой студент нацелен на диплом, а не на профессию. Сами решайте, какой профессионал из него получится. Да и по специальности такие выпускники в большинстве случаев не работают. Профессиональное образование можно получить на трёх уровнях - начальном, среднем и высшем. Нельзя сказать, что какой-то из них лучше или хуже - любые специалисты необходимы. В училище не стать экономистом, а в ВУЗе не выучиться на токаря, сварщика или парикмахера.

9. Отсутствие запасного варианта
Всегда надо быть готовым к разному повороту событий и предусмотреть запасные варианты. Может случиться так, что Вы не поступите в желаемое учебное заведение или факультет (когда мы слышим «10 человек на место», это означает, что 9 человек из 10 желающих не поступят). На этот случай подайте документы еще в одно - два места. Конечно, не куда придется, а туда, где Вы проведете время не впустую и сможете приблизиться к своей цели. Таким образом, Вы обезопасите себя от потери учебного года.

Ошибки, которые допускают родители, пытаясь помочь своему ребёнку

Многие родители решают за своих детей, кем им предстоит быть и где стоит учиться. То есть навязывают свое мнение и желание ребенку. Таким образом, родители либо пытаются воплотить свои нереализованные амбиции («Я не стала врачом, так пусть хоть моя дочь/сын станет»). Либо хотят всецело контролировать свое чадо. Они делают выбор за ребенка и продолжают опекать его, как школьника. Ребенок свою учебу воспринимает как продолжение беззаботного детства. А профессиональное образование от студента требует как раз самостоятельности и ответственности.
Конечно, родители могут и должны помочь сыну или дочери в таком важном решении. В ваших силах создать у ребенка как можно более широкое и объективное представление о мире профессий. И начинать это знакомство нужно как можно раньше. Начните со своей собственной работы - в чем её особенности, отрицательные и положительные стороны. Расскажите, как Вы сами в своё время выбирали профессию, как реагировали Ваши родители и в чем они оказались правы или наоборот ошибались.

ПОМНИТЕ, ИДЕАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ НЕ БЫВАЕТ! Каждая профессия имеет свои положительные и отрицательные стороны. Если вы длительное время не можете принять решение, куда пойти учиться, обратитесь за помощью к психологу - профконсультанту. Но выбор дела, которым Вы будете заниматься - это только Ваш выбор и принимать решение Вы будете самостоятельно!

Надежда Сузи, специалист по работе со студентами
Управления социального развития

Зизина Мария, Мануйлова Анастасия

Исследовательская работа раскрывает ошибки старшеклассников при выборе ими профессии, предлагается алгоритм правильного подхода при решении вопроса: "Кем быть?"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Восточное окружное управление образования

ГБОУ СОШ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ №1373

ТРУДНОСТИ

ВЫБОРА

ПРОФЕССИИ

Зизина Мария,

Мануйлова Анастасия

Класс 10 «А»

Руководитель:

Панарина С.Г., учитель обществознания

Уткина И.Ю., учитель географии

Москва

2012

ВВЕДЕНИЕ стр. 3

1. ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ стр. 5

11. ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ стр. 7

111. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА

ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. стр. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 18

ЛИТЕРАТУРА СТР. 20

ВВЕДЕНИЕ

Процесс удовлетворения потребностей находится в тесной связи с человеческими способностями, талантами и умениями. Одна из главнейших сторон жизни связана с работой и выбором профессии. Чем раньше человек определит свое профессиональное призвание, тем больше у него шансов стать счастливым.

Все старшеклассники нашей школы хотят получить высшее образование. Мотивы выбора профессии у всех разные – престижность профессии, материальная обеспеченность, привлекательность содержания образования, желание родителей, традиции семьи, интерес к данной профессии.

Анкетирование и опросы учащихся 10, 11 классов нашей школы показали, что 63% старшеклассников определились с выбором профессии, но дополнительное проведенное тестирование по определению профессиональных склонностей показало 25% несовпадений! Кроме этого, 37 % учащихся не определились с выбором, хотя (по результатам тестирования) половина из них имеют выраженные склонности к определенным видам деятельности (приложение 1).

Такая картина нас озадачила, и мы решили выяснить, как же правильно осуществлять профессиональный выбор? Цель нашей работы - преодолеть трудности выбора профессии, которые существуют сегодня для многих. Результаты нашего исследования мы оформили в виде памятки, которая, мы надеемся, пригодится всем: и школьникам, и их родителям, нашим педагогам, и классным руководителям.

  1. ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ

Насколько важен правильный выбор профессии для человека?

С экономической точки зрения, если производительность труда работника, правильно избравшего профессию и выполняющего работу с желанием, принять за 100%, то у человека работающего, но неправильно выбравшего профессию, она будет равняться 50%, а у работающего без желания, и к тому же и неправильно выбравшего профессию, - 30%.

На сегодняшний день существует пять вариантов деятельности человека в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий (т.е. с кем или с чем работает человек определённой профессии):

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, необходимо пройти тест, который выявит профессиональную направленность (приложение 2). Его мы провели среди 57 старшеклассников. Список профессий, выбранных ими, разнообразен. Это учителя и врачи, менеджеры и экономисты, переводчики и программисты, журналисты и психологи (приложение 3).

11. ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Если верно выбрать профессию, то работа наша будет приносить радость и удовлетворение. Специалисты своего дела, как правило, успешно выдерживают конкуренцию и имеют достойный заработок. Важно знать, что существует ряд причин, из-за которых мы можем выбрать неподходящую для себя профессию.

1. ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ПРОФЕССИЮ НУЖНО ВЫБРАТЬ «РАЗ И НАВСЕГДА», КАК ЧТО-ТО ПОСТОЯННОЕ, НЕИЗМЕННОЕ.

В любой профессии неизбежно происходит смена занятий и обязанностей по мере продвижения к вершинам профессионального мастерства от простых и однотипных к сложным и разнообразным. Вслед за повышением квалификации происходит и карьерный рост. И чем качественней освоены азы профессии, тем быстрее достигается успех. Поэтому к выбранной профессии следует относиться не как к немедленному «скачку в специальность», как к протяженному процессу непрерывного профессионального самосовершенствования.

2. ПРЕДРАССУДКИ О ПРЕСТИЖНОСТИ ИЛИ, НАОБОРОТ, НЕДОСТОЙНОСТИ ПРОФЕССИИ.

Имеется в виду ложное, необоснованное отношение общественного мнения к некоторым профессиям. Нужно учитывать, что рынок труд может быть перенасыщен так называемыми «престижными» специалистами (отсюда проблемы с трудоустройством), и, с другой стороны, некоторые важные и востребованные профессии незаслуженно считаются неприличными, недостойными.

3. ВЫБОР ПРОФЕССИИ «ЗА КОМПАНИЮ», ПОД ВЛИЯНИЕМ ДРУЗЕЙ И ЗНАКОМЫХ.

Нет никакой уверенности, что те профессии, которые подходят нашим друзьям и знакомым, соответствуют нашим способностям, склонностям, особенностям характера. «На вкус и цвет товарища нет» - эта поговорка в полной мере соответствует ситуации выбора профессии. Только разобравшись в себе и узнав максимум информации об интересующей профессии, можно сделать правильный выбор.

4. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ – ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОФЕССИИ - НА САМУ ПРОФЕССИЮ В ЦЕЛОМ.

Подражание значимому для нас человеку, «идеалу» - не самый лучший довод при выборе профессии. Вообще, нельзя судить о профессии по тому, нравится или не нравится нам конкретный специалист. Гораздо важнее и правильнее учитывать те требования, которые профессия предъявляет к особенностям нашего характера, поведения, к нашим знаниям и умениям.

5. «ОДНОБОКОЕ» ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ, УВЛЕЧЕНИЕ ТОЛЬКО КАКОЙ-НИБУДЬ ЧАСТНОЙ СТОРОНОЙ ПРОФЕССИИ.

Чтобы сформулировать верное представление о профессии, необходимо как можно тщательней собирать информацию не только внешних атрибутах профессии, но и обо всех особенностях повседневного труда профессионала. Так, за внешней яркостью и праздничностью работы в шоу-бизнесе скрывается, на самом деле, тяжелый будничный труд, ночная работа, частые разъезды.

6. ОТСУТСТВИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСАХ, СПОСОБНОСТЯХ, СКЛОННОСТЯХ. НЕУМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ОСОБЕННОСТИ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ.

Лучше разобраться в себе помогут родители, друзья, учителя, чтение соответствующей литературы. Квалифицированный совет о том, какие наши увлечения смогут стать нашим жизненным призванием, дадут опытные психологи-профконсультанты.

7. НЕЗНАНИЕ ИЛИ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСОБЕННОСТЯМИ СОСТОЯНИЯ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Существует ряд профессий, которые не рекомендуется или даже запрещены к освоению при тех или иных заболеваниях нашего организма. Знание таких ограничений необходимо не столько из-за того, что мы не сможем работой по той или иной специальности, а скорее потому, что эта работа может значительно ухудшить состояние нашего здоровья.

8. НЕОСВЕДОМЛЕННОСТЬ ОБ ОСНОВНОЙ СХЕМЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ.

Если мы хотим, например, точно решить математическую задачу, мы должны по определенной схеме выполнить подходящие действия, иначе ответ просто не будет верен. Точно также нужно поступить и при выборе профессии, чтобы принятие столь жизненно важного решения не было спонтанным и хаотичным.

111. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА

ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Этап 1. ЗНАКОМСТВО С МИРОМ ПРОФЕССИЙ.

Cоберите как можно больше информации о существующих профессиональных сферах, отраслях деятельности, о ключевых профессиях в этих отраслях, о том, какие специалисты актуальны и востребованы на рынке труда, какие области знаний и личностные качества соответствуют тем или иным профессиям и т.п.

Этап 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ.

Поразмышляйте над тем, чем Вы увлекаетесь, какие виды деятельности вызывают у Вас познавательных интерес (желание получать соответствующие знания, сведения), какой работой Вы хотели бы заниматься (изучать какие-либо тексты, придумывать новые образы, общаться с людьми и т.п.)

Этап 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Проанализируйте, какими личностными особенностями, содействующими успеху в той или иной деятельности, Вы обладаете. Это могут быть интеллектуальные и творческие способности (способности к математике, языкам, музыке, рисованию и т.д.), отличающие Вас черты характера (усидчивость, пунктуальность и т.д.), какие-либо особенности организма (например, физическая выносливость, хороший глазомер, тонкий слух и т.п.). Разберитесь, что у Вас получается делать, какие действия Вы можете выполнять умело и качественно.

Этап 4. ФОРМУЛИРОВАНИЕ СВОИХ ТРЕБОВАНИЙ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ.

Результатом Ваших размышлений на данном этапе должен явиться перечень личных ожиданий и требований относительно Вашей будущей профессии. Этот перечень может отражать следующие моменты:

Мотивы будущей деятельности (стремление к признанию, потребность в творчестве, желание общаться, стремление к повышению уровня мастерства, потребность в стабильности и т.п.);

Предполагаемая сфера профессиональной деятельности (экономика, медицина, транспорт, строительство, искусство, общественная деятельность, сфера обслуживания и т.п.);

Планируемые профессиональные функции (управление, обслуживание, исследование, защита, контроль, производство и т.п.);

Уровень желаемого профессионального образования (колледж, ВУЗ, специализированные курсы и т.п.);

Предпочитаемые содержание и условия работы, режим рабочего дня, орудия труда, примерный уровень заработной платы, возможность трудоустройства, карьерного роста и т.д.

Этап 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ.

Теперь нужно продумать те факторы, которые объективно могут ограничить круг выбираемых профессий. Эти ограничения могу быть связаны с особенностями Вашего физического и психологического здоровья, с обстановкой в семье, материальным положением, географией места проживания и т.п.

Этап 6. ФОРМИРОВАНИЕ СПИСКА ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

Ориентируясь на Ваши знания о мире профессий, составьте список подходящих Вам профессий, не просто интересных, увлекательных, но которые Вы можете представить себе именно в качестве будущей специальности, как Ваше призвание.

Этап 7. ВЫБОР НАИБОЛЕЕ УДОВЛЕТВОРЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИИ.

Проанализируйте каждую профессию из составленного на этапе 6 списка по тем пунктам, которые обозначились у Вас на предыдущих этапах (со 2-ого по 5-ый), Можете буквально по баллам подсчитать (начисляя один балл за каждое совпадение), какая из выбранных профессий наиболее соответствует Вашим способностям и склонностям, требованиям, жизненным обстоятельствам.

Этап 8. ПРОВЕРКА ОПТИМАЛЬНОСТИ СОВЕРШЕННОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Для того, чтобы получить объективную оценку, обсудите сделанный Вами выбор с теми людьми, чье мнение для Вас ценно и авторитетно: с родителями, друзьями, учителями, представителями данной профессии, психологами-профконсультантами. Но помните, что решающее «право голоса» остается всегда за Вами.

Этап 9.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ.

На заключительном этапе необходимо наметить конкретные шаги по пути следования выбранной профессии: определиться с учебным заведением, в котором можно приобрести профессию, продумать, где можно получить начальный профессиональный опыт и постоянное место работы, как совершенствовать свои профессиональные навыки.

Эту схему мы предлагаем в виде памятки (приложение 4).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Советы молодым людям, которые выбирают профессию:

  1. Необходимо убедиться в том, что при выборе профессии вы не ошиблись в оценке собственных способностей и потребностей.
  1. Вы должны хорошо себе представлять, где ваши знания впоследствии вам пригодятся, где они будут востребованы.
  1. Выбирая будущую профессию, вы должны хорошо знать, чем вам придется заниматься, т.е. представлять круг ваших обязанностей, плюсы и минусы будущей работы.
  1. Соотнесите понравившуюся вам специальность с потребностями общества.

Для преодоления сложностей в профессиональной ориентации следует обратиться за помощью к специалистам в этой сфере. Это могут быть и школьные психологи, и консультанты в специальных пунктах и центрах (окружные и городские), в том числе по трудоустройству и занятости молодежи.

Сделать правильный выбор – это реально!

ЛИТЕРАТУРА:

1.Зельдович Б.З. Организационное поведение.

М.: Аспект-Пресс, 2008.

2. Под ред. Одегова Ю.Г. Трудоустройство: поиск работы. М.: изд. «Экзамен», 2002.

3. Фопель К. На пороге взрослой жизни. /Пер. с нем.

М.: Генезис, 2008.