Срок хранения служебной проверки. Как проходит служебная проверка сотрудников

Внутренним документом, фиксирующим обстоятельства дисциплинарного проступка и наличие его состава, является акт служебного расследования, или акт служебной проверки.

Наличие такого документа в случае судебных тяжб с работником или проведения проверки по позволит доказать соблюдение требований ст. 192-193 Трудового кодекса РФ. А это значит, что есть определенные нюансы, которые составитель акта и руководитель организации должны учесть при проведении служебного расследования и подготовке соответствующего акта. О них мы и расскажем в этой статье. При наличии затруднений можно воспользоваться помощью дежурного юриста.

Кстати, обратите внимание на локальные акты организации. Возможно, форма акта служебного расследования на предприятии утверждена. А если нет, на основе нашего примера его можно разработать.

Пример акта служебного расследования

УТВЕРЖДАЮ:

ООО «Кувшинка»

Генеральный директор

Братчиков Родион Константинович

Составлен комиссией:

Председатель: Начальник отдела кадров П.Р. Малахов

Члены комиссии:

Факт нарушения: невыполнение администратором Синициной Анастасией Владимировной возложенных обязанностей по уведомлению миграционного подразделения ГУ МВД России по Краснодарскому краю в г. Геленджике о прибытии иностранных граждан в место временного пребывания в течение суток (нарушение ст. 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ).

В результате проведенного служебного расследования выявлено:

  1. 18 апреля 2017 г. в гостиницу «Кувшинка» по адресу: г. Геленджик, ул. Морская, 48, в 12 час. 48 мин. прибыл гражданин Республики Узбекистан Фархудов Махмуд, 08.04.1972 г.р., для временного пребывания.
  2. Согласно табелю учета рабочего времени, журналу учета, 18 апреля 2017 г. администратор Синицина А.В. выполняла свои функциональные обязанности с 06 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин. 19 апреля 2017 г., в т.ч. по заселению гостей и предоставлению им гостиничных номеров. Синицина А.В. предоставила гражданину Узбекистана Фархудову М. номер 309 на третьем этаже гостиницы, а также взяла оплату и выдала квитанцию.
  3. В нарушение п. 2.4 должностной инструкции администратора гостиницы и ст. 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания Синициной А.В. не заполнялось, в миграционное подразделение в ГУ МВД России по Краснодарскому краю в г. Геленджике не подавалось.
  4. 05.05.2017 г. в результате проведенной проверки ГУ МВД России по Краснодарскому краю в г. Геленджике в отношении ООО «Кувшинка» составлен административный протокол и вынесено постановление об административном правонарушении по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Наложен административный штраф в размере 400 000 руб.
  5. Согласно письменным объяснениям Синициной А.В. от 05.05.2017 г. уведомление в ГУ МВД по Краснодарскому краю в г. Геленджике не направила по забывчивости.
  6. Ранее сотрудник проявлял усердие в работе, должностные обязанности выполнял в срок. Неснятых взысканий нет. За нарушения трудовой дисциплины к ответственности не привлекался. Работает в ООО «Кувшинка» по трудовому договору в должности администратора с 05.08.2015 г.

Изучив материалы, а именно: Правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция администратора гостиницы, материалы дела об административном правонарушении, объяснения Синициной А.В., комиссия приходит к следующим выводам:

  1. В действиях Синициной А.В. содержится состав дисциплинарного нарушения, выразившегося в ненадлежащем исполнении работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, в результате чего работодателю причинен ущерб в размере 400 000 руб.
  2. Привлечь Синицину А.В. к дисциплинарной ответственности и применить дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Председатель комиссии:

П.Р. Малахов

Члены комиссии:

Специалист по охране труда С.С. Выхина

Ведущий юрисконсульт Д.В. Федосеева

С актом служебного расследования ознакомлен:

Синицина А.В.

Что сделать до составления акта служебного расследования

Акт служебного расследования составляется в случаях причинения ущерба работодателю действиями работника или выявления нарушений трудовой дисциплины. Такой документ необходимо составлять и после при намерении уволить работника за прогул.

Проведение служебного расследования или проверки инициируется резолюцией руководителя – первого лица организации. Состав комиссии утверждается приказом, а срок проведения проверки ограничен 30 календарными днями. С приказом должны ознакомиться члены и председатель комиссии. Кстати, это должны быть лица, не связанные с происшествием.

Комиссия собирает, изучает документы, связанные с происшествием, истребует объяснения у сотрудника (обязательно). При отказе – составляется соответствующий Акт (по аналогии с ). По результатам проверки составляется Акт служебного расследования, который подписывается всеми членами комиссии и работником, в отношении которого она проводилась ().

Что включается в акт служебного расследования

Комиссией по проведению служебного расследования должны быть установлены следующие факты:

  • причинен ли ущерб компании, имело ли место происшествие или факт нарушения трудовой дисциплины работником
  • обстоятельства, при которых это произошло
  • последствия произошедшего и причинно-следственная связь между действиями работника (работников) и причиненным ущербом
  • чья вина, в чем она выразилась
  • обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность (факт нарушения трудовой дисциплины ранее и т.п.)
  • вывод комиссии: установлен ли факт нарушения работником своих обязанностей. Вид дисциплинарного взыскания может устанавливаться отдельно приказом руководителя по его усмотрению, а может быть выражен в акте служебного расследования.

29.10.2010 15.30

Проведение служебной проверки на государственной гражданской службе

Определения «служебная проверка» Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) не содержит. Исходя из его содержания, служебную проверку можно определить как совокупность мероприятий, проводимых соответствующими должностными лицами государственного органа в целях своевременного, всестороннего, полного и объективного исследования дисциплинарных проступков государственных гражданских служащих или для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство гражданских служащих.
Порядок применения дисциплинарных взысканий к гражданским служащим совпадает с тем порядком, который предусмотрен Трудовой Кодексом Российской Федерации для всех работников всех отраслей деятельности: до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме, а в случае отказа от такого объяснения составляется соответствующий акт; дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, а также не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.
Вместе с тем порядок применения дисциплинарных взысканий к гражданским служащим имеет ряд особенностей. Одна из основных особенностей состоит в том, что по каждому случаю нарушения служебной дисциплины проводится служебная проверка. Для ее проведения независимо от того, по чьей инициативе она проводится, издается приказ (распоряжение) руководителя государственного органа, в котором указываются дата начала проверки и срок ее проведения, состав комиссии, а также факты, послужившие основанием проведения служебного расследования.
Согласно ч. 2 ст. 59 Федерального закона целью проведения служебной проверки является установление:
факта совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
вины гражданского служащего;
причин и условий, способствующих совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
характера и размера вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
обстоятельств, послуживших основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении проверки.
Сроки проведения служебной проверки установлены ч. 6 ст. 59 Федерального закона и не могут быть нарушены, поскольку они корреспондируют со сроками применения дисциплинарных взысканий (ч. 4 ст. 58), а также могут повлечь за собой нарушения прав гражданского служащего. Установлено, что служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. На практике уже возникли определенные проблемы, связанные с установлением данного срока. Дело в том, что, устанавливая общий срок наложения дисциплинарных взысканий (не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка), законодатель обоснованно по аналогии с трудовым законодательством исключил из него периоды временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также время проведения служебной проверки. Однако в отношении сроков проведения служебной проверки такое исключение им не было установлено. В результате комиссии по проведению служебных проверок попадают в сложную ситуацию, в случае, например, серьезного заболевания гражданского служащего, в отношении которого данная проверка назначена. Продолжительность нетрудоспособности служащего в таком случае может превышать один месяц, а характер заболевания может сделать нереальным получение у служащего каких-либо объяснений по поводу совершенных им действий. В итоге заключение по результатам служебной проверки не будет соответствовать требованиям, установленным в ч. 2 ст. 59 Федерального закона. Если на гражданского служащего после выхода его на службу, будет наложено дисциплинарное взыскание по итогам проверки, оно может быть им обжаловано в силу нарушения установленного пунктом 1 ч. 8 ст. 59 права давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы. Отсутствие же заключения по результатам служебной проверки по истечении месячного срока, исходя из смысла ч. 2 ст. 58 и ч. 9 ст. 59 Закона, делает невозможным применение к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.
В части 8 гражданскому служащему предоставлено право обжаловать решения и действия (бездействия) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, что возможно осуществить только в процессе проведения проверки и не означает права на обжалование письменного заключения по ее результатам.
Служебная проверка проводится подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров (кадровой службой) при участии юридического (правового) подразделения. При этом следует обратить внимание на ч. 10 ст. 59, в которой содержится положение, позволяющее констатировать, что руководитель подразделения по вопросам государственной службы и кадров должен быть одним из участников служебной проверки. Ответственность за своевременность и правильность проведения служебной проверки возлагается на представителя нанимателя, ее назначившего. Вместе с тем, законом запрещено участие в проведении служебной проверки гражданских служащих, прямо или косвенно заинтересованных в ее результатах. В этих случаях они обязаны обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении их от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными. Данная норма направлена на устранение и избежание возможного конфликта интересов при проведении служебной проверки.
Особенностью применения дисциплинарных взысканий является также временное отстранение от замещаемой должности гражданского служащего на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период получаемого им денежного содержания. Если гражданский служащий освобожден от занимаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием, он не увольняется с гражданской службы, а включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.
Согласно п. 23 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 №113, федеральным государственным гражданским служащим, в отношении которых проводится служебная проверка, очередной классный чин не присваивается.
Результаты служебной проверки должны быть сообщены представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:
факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему подобного взыскания.
Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, а также другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка. Вместе с тем может сложиться ситуация, когда участники служебной проверки (члены комиссии) не пришли к единому мнению. Закон не содержит указаний, как составлять заключение по результатам служебной проверки в этом случае. Представляется, что соответствующим нормативным актом должно быть предусмотрено право участника служебной проверки при несогласии с выводами или с содержанием отдельных положений заключения, подписав заключение, приобщить к нему свою объяснительную записку, содержащую особое мнение.
Несмотря на достаточно подробное урегулирование процедуры проведения служебной проверки в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ряд вопросов остается не решенным. К таким вопросам, в частности, относятся:
установление сроков назначения служебной проверки;
указание перечня лиц, которые не могут привлекаться к проведению служебной проверки;
закрепление права гражданского служащего, в отношении которого проводится проверка, на отвод должностных лиц от проведения проверки, с конкретными доводами, объясняющими отвод;
установление полномочий лиц, проводящих служебную проверку;
определение перечня сведений, которые должны содержаться в заключении о проведении служебной проверки.
Представляются целесообразными разработка и принятие в государственных органах локальных правовых актов, которыми должны быть урегулированы те вопросы, которые не нашли отражения в Федеральном законе.

Ст. 59 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», принятым 27.07.2004 за номером 79-Ф3 в его редакции от 03.04.2017, предусматривается возможность проведения служебных проверок в государственном учреждении при особых обстоятельствах для выяснения факта совершения дисциплинарного проступка сотрудником. Непосредственно Трудовым кодексом, проведение таковых проверок не предусмотрено, однако инициатор вправе ссылаться при их осуществлении на вышеупомянутый федеральный закон.

Порядок проведения служебных расследований и проверок на частных предприятиях никак не регламентирован, однако работодателю никто не запрещает проведение подобных мероприятий в рамках других действующих законов и основываясь на своём здравом смысле.

Оглавление:

Порядок проведения служебной проверки

Любая служебная проверка может быть инициирована как самим работодателем или уполномоченным им представителем, так и непосредственно сотрудником, подозреваемым в совершении дисциплинарного проступка или же профсоюзной организацией в целях защиты интересов трудящегося. Основной задачей проверки является установление или опровержение факта совершения проступка, определение степени вины и размеров, а также характера причиненного вреда, если такой имел место быть.

Первым действием в проведении служебной проверки в отношении сотрудника обязана быть документальная фиксация факта самого проступка. Такая фиксация осуществляется в форме служебной записки произвольного образца.

Работодатель обязан принять эту записку к исполнению и зарегистрировать её в соответствующих журналах документооборота. Время на проведение последующего расследования фиксируется с момента обнаружения факта проступка и составляет один месяц. Кроме этого учитывается то, что сотрудник за дисциплинарный проступок не может быть наказан спустя срок свыше шести месяцев с момента совершения такового, или спустя два года, если он был выявлен в ходе хозяйственных или аудиторских проверок.

Работодатель издает приказ о проведении служебной проверки на основании служебной записки или другого документа, а именно:

  • Заявления самого сотрудника;
  • Жалобы покупателей или контрагентов;
  • Акта о недостаче товара;
  • Акта об инвентаризации или заключения аудиторского расследования;
  • Письменных и устных обращений третьих лиц и организаций, в которых содержатся сведения про совершение сотрудником дисциплинарного проступка.

Формируется комиссия для проведения служебного расследования. Традиционно, в любые комиссии включается представитель работодателя, незаинтересованное лицо из штата или извне, и представитель сотрудника. Однако, так как проведение служебных проверок никак не регламентировано, окончательное решение о составе комиссии принимается работодателем.

Работодателем отправляется извещение сотруднику под подпись о необходимости составления объяснительной его проступка. При отказе принять его – составляется соответствующий акт за подписью двух свидетелей. Также может отправляться заказное письмо с уведомлением о вручении или отказе от него и описью содержимого. Сроки, в которые работник может составить объяснительную, составляют двое суток.

Комиссия может затребовать копии или оригиналы документов, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факты вины в совершении проступка.

На основании заключения комиссии, работодатель принимает решение про применение или неприменение к совершившему проступок сотруднику .

В случае дисциплинарного взыскания, работодателем осуществляется составление соответствующего приказа и доведение этого приказа до сведения сотрудника.

Оформление заключения о проведении служебной проверки

Так как законодательное регулирование служебных проверок отсутствует, установленной формы заключения о проведении таковой проверки нет. Тем не менее, нормой принято создание заключения, состоящего из:


Отдельные нюансы проведения служебных проверок


Участие всех лиц в служебной проверке может быть исключительно добровольным – работодатель обязан получить их письменное согласие
. Во время проверки также по письменному согласию может проводиться психофизиологическая экспертиза – . К проведению проверок не запрещается привлекать третьих лиц на договорной основе.

В случае, если служебным расследованием было выявлено наличие признаков уголовного преступления, вся информация относительно этого расследования должна быть предоставлена в органы внутренних дел по решению работодателя.

Важный факт – служебное расследование не может включать в себя мероприятия, касающиеся жизни подозреваемого в совершении проступка сотрудника за пределами предприятия или вне времени исполнения рабочих обязанностей.

Проведение служебной проверки не является обязательным ни для работодателя, ни для сотрудников, однако оно может выступить решающим фактором при последующих судебных разбирательствах относительно применения или неприменения к сотруднику норм дисциплинарных взысканий, в особенности – прекращения трудовых взаимоотношений и увольнения по инициативе работодателя.

Разбирательство проводится при выявлении серьезного дисциплинарного нарушения, содеянного сотрудником. Например, в следующих случаях:

  • при отсутствии трудящегося на рабочем месте свыше 4 часов без уважительной причины (т.е. );
  • когда выявлены факты организации;
  • если работник и т.д.

Во время СР устанавливается степень виновности человека в произошедшем, а также выявляются обстоятельства, побудившие его повести себя не лучшим образом.

Права работника, в отношении которого проводится разбирательство, закреплены в инструкции организации о проведении служебных расследований. Но существуют общие положения, вытекающие из прав человека и гражданина. Расследование должно быть объективным и независимым, с соблюдением интересов работника, в отношении которого проводится проверка. Это значит, что сотрудник имеет право давать показания, менять их, приводить доказательства своей невиновности, а также знакомиться со всеми документами в отношении него, которые будут собраны во время проверки.

Сроки проведения СР

Сроки проведения служебного расследования по трудовому кодексу не установлены. Обычно срок проведения разбирательства закреплен в локальных актах организации и не превышает сроки по ТК РФ.

По общепринятой практике, срок проведения проверки не должен превышать одного месяца. Исключение составляют периоды нахождения работника на больничном, в отпуске, в командировке. В случае нарушения сроков СР, виновный сотрудник будет автоматически освобожден от дисциплинарной ответственности.

Порядок проведения проверки

Алгоритм действий следующий:

1. Руководитель издает приказ

Чтобы инициировать проведение СР, работодатель издает соответствующий приказ.

Образец приказа о проведении служебного расследования образец

Этим приказом работодатель собирает комиссию с участием не менее трех человек. Чаще всего, в ее состав входят сотрудники службы безопасности предприятия, кадровики, бухгалтеры и юристы, члены профсоюза.

2. Комиссия собирает информацию

Созданная комиссия начинает собирать информацию, позволяющую подтвердить факт совершения проступка сотрудником организации. Основными источниками сведений, позволяющими обнаружить нарушения, выступают следующие документы:

  • служебная записка;
  • заявление самого работника;
  • жалоба клиента;
  • акт инвентаризации и т.д.

3. Комиссия запрашивает объяснительную с сотрудника

Комиссия с помощью уведомления обязана запросить письменную объяснительную с человека, в отношении которого проводится внутренняя проверка. Тот должен предоставить ее в течение двух дней с момента получения уведомления.

Если работник не хочет объяснять свой поступок или отказывается получать на руки уведомление, членами комиссии составляется акт об отказе дать объяснения.

4. Составляется акт

В конце мероприятия составляется акт служебного расследования на предприятии. Он оформляется в произвольной форме.

Образец акта о проведении служебного расследования

Образец акта служебного расследования на предприятии должен содержать следующую информацию:

  1. Наименование документа, место и дату его составления.
  2. Состав комиссии (ФИО и должности);
  3. Сведения о человеке, в отношении которого проводилось СР (ФИО, должность).
  4. Основная часть с указанием цели проведения СР и обстоятельств, которые привели к нарушению.
  5. В заключительной части, выносится решение о виновности/невиновности сотрудника. В случае, если вина доказана, определяется вид дисциплинарного взыскания.
  6. Приложение, подписи всех членов комиссии.

Образец заключения служебного расследования должен содержать строку об ознакомлении. В ней гражданин, в отношении которого проводилось СР, ставит свою подпись.

На основании акта издается приказ о дисциплинарном взыскании в случае, если вина трудящегося будет доказана. В случае, если по итогам проверки будет признано, что гражданин не имеет отношения к совершенному нарушению, к дисциплинарной ответственности он привлекаться не будет.

Служебная проверка в органах и подразделениях МВД представляет собой деятельность, осуществляемую в рамках дисциплинарного производства уполномоченными должностными лицами. Она направлена на своевременный, всесторонний, полный и объективный сбор и исследование материалов по факту дисциплинарного нарушения или неисполнения функциональных обязанностей служащих. Порядок проведения служебных проверок в МВД определен в Приказе Министерства от 2013 г. № 161. Рассмотрим кратко его содержание.

Общие положения

161 Приказ МВД "О проведении служебных проверок" распространяется на подразделения центрального аппарата, территориальные органы, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные, санаторно-курортные организации, окружные управления материально-технического обеспечения, прочие подразделения и организации, созданные для выполнения задач и реализации полномочий, возложенных на ОВД РФ. Установленный в документе порядок обязателен для соблюдения государственными гражданскими служащими, работниками органов, подразделений, организаций, входящих в систему МВД.

Нормативное регулирование

Проведение служебных проверок в МВД осуществляется в соответствии с Федеральными законами:

  1. "О полиции" (№ 3-ФЗ).
  2. "О службе в ОВД" (№ 342-ФЗ).

Кроме того, указанная деятельность регламентируется Дисциплинарным уставом ОВД, утвержденным 14.10.2012 г. Указом Президента № 13775.

Общие правила

По фактам разглашения служащим ОВД информации, составляющей гостайну, утраты ее носителей, других нарушений установленного режима секретности в подразделениях, организациях и органах МВД проводятся внутренние расследования в порядке, определенном правительственным постановлением № 3-1 от 2004 г.

Проверочные мероприятия проводятся по решению Министра ВД, замминистра, начальника (руководителя) соответствующего подразделения (органа, организации), его заместителя на региональном, окружном, межрегиональном уровне.

Решение об инициации проверки в отношении служащего СБ ОВД выносится Министром, руководителем ГУ СБ, а также начальником соответствующего территориального подразделения МВД по согласованию с руководством ГУСБ.

Ограничения

В ходе в МВД, служащим, ее осуществляющим, запрещается совершать действия, входящие в компетенцию органов предварительного следствия и дознания. Уполномоченные сотрудники не вправе разглашать любые выявленные или ставшие известными сведения, косвенно или прямо относящиеся к работникам, в отношении которых была инициирована процедура.

При обнаружении в действиях проверяемого сотрудника признаков преступления либо административного правонарушения, данная информация должна быть зарегистрирована и проверена в установленном законодательством порядке.

Правила организации процедуры

Основанием для проведения служебной проверки в МВД выступает необходимость установления обстоятельств, причин и характера дисциплинарного проступка, совершенного служащим, подтверждения наличия/отсутствия фактов, предусмотренных в 29 статье ФЗ № 3. Процедура может быть также инициирована по заявлению сотрудника.

Поручение уполномоченному работнику МВД проведение служебной проверки в соответствии с Приказом № 161 осуществляется путем оформления резолюции на свободном месте документа, описывающем основания ее проведения. Допускается составление отдельного акта или использование специального бланка с указанием даты и регистрационного номера документа, к которым он относится.

Сроки

В соответствии со 161 Приказом МВД "О проведении служебных проверок", решение должно быть вынесено в течение двух недель с даты получения соответствующим начальником сведений, являющихся основанием для ее инициации.

В период, отведенный для осуществления проверочных мероприятий, не включается время нетрудоспособности сотрудника, пребывания его в отпуске (командировке), отсутствия его на службе по другим уважительным причинам. Указанные обстоятельства должны быть подтверждены документально - справкой из кадрового отдела соответствующего органа, подразделения, организации МВД.

Срок проведения служебной проверки не может превышать 1 месяца с даты вынесения соответствующего решения. Если последний день мероприятий выпадает на выходной либо праздник, днем их завершения будет считаться предшествующий рабочий день.

Нюансы

В соответствии с положениями Приказа МВД "О порядке проведения служебных проверок", при выявлении оснований, указанных во 2 части 52 статьи ФЗ № 342, работник, наделенный полномочиями на осуществление проверочных мероприятий, должен подать своему руководителю рапорт об освобождении его от участия в процедуре. В случае невыполнения данного требования полученные результаты будут признаны недействительными. В такой ситуации соответствующие полномочия возлагаются на другого сотрудника МВД. На проведение служебной проверки, в соответствии со 161 Приказом, отводится дополнительно 10 дней.

Особые случаи

Как установлено Приказом МВД РФ "О проведении служебных проверок", инициация процедуры в отношении работника, пребывающего в командировке, производится по решению руководителя подразделения, органа, организации, направившего его.

Если мероприятия осуществляются в отношении нескольких служащих, совершивших дисциплинарные нарушения, при невозможности завершить проверку в установленные законодательством сроки в силу пребывания в отпуске, временной нетрудоспособности, отсутствия на рабочем месте по другим уважительным причинам одного или нескольких из них, собранные в отношении этих лиц материалы могут быть выделены в отдельное производство. Соответствующее решение выносится руководителем, инициировавшим процедуру. Основанием для его принятия служит рапорт сотрудника, проводящего проверку.

При совершении дисциплинарного проступка служащими нескольких подразделений/органов МВД, заместитель Министра, начальника подразделения, организации, территориального органа на региональном, окружном, межрегиональном уровнях, в составе которого имеется отдел, вынесший решение об инициации проверки:

  1. В кратчайший срок извещает вышестоящее руководство о соответствующем факте для принятия постановления о начале служебной проверки.
  2. Информирует начальника подразделения, органа, организации, в которых служат сотрудники, о совершении ими дисциплинарного проступка.

Порядок проведения служебной проверки в МВД

В приказе о назначении проверочных мероприятий должны присутствовать следующие сведения:

  1. Основания проведения процедуры.
  2. Дата назначения.
  3. Состав комиссии.

В составе комиссии должно присутствовать не менее 3-х сотрудников. Они должны обладать необходимым опытом и знаниями. Из числа руководителей структурных подразделений органа МВД назначается председатель комиссии.

Поручение уполномоченному служащему о проведении проверки дается с учетом присвоенного звания и замещаемой должности работника, в отношении которого она инициирована.

Полномочия участников

О них говорится в гл. III Приказа МВД России "О проведении служебных проверок". Уполномоченный сотрудник (председатель, член комиссии) вправе:

  1. Предлагать сотрудникам, госслужащим, военнослужащим, иным работникам системы МВД, которые могут располагать какой-либо информацией о фактах, подлежащих установлению, давать письменные объяснения по ним.
  2. Выехать на место на место совершения проступка для установления всех обстоятельств, имеющих значение для проверки.
  3. Вносить предложение о временном отстранении служащего от исполнения обязанностей на период проведения проверочных мероприятий. Оно направляется начальнику органа (подразделения), инициировавшему процедуру.
  4. Истребовать документы и иные материалы, относящиеся к предмету проверки, в установленном порядке, направлять запросы в организации, учреждения, госорганы.
  5. Использовать оперативные учетные данные, информационные При проведении служебных проверок в научно-исследовательских, образовательных учреждениях ОВД уполномоченный сотрудник может также использовать их базы данных.
  6. Знакомиться с содержанием документов, имеющих значение для выполнения проверочных мероприятий. При необходимости сотрудники вправе делать копии этих бумаг для последующего приобщения к материалам проверки.
  7. Ходатайствовать о проведении ревизии либо инвентаризации.
  8. Просить о привлечении специалистов по вопросам, решение которых требует особых научных, технических либо других знаний, консультироваться с ними в рамках проверки.
  9. Использовать технические средства для фиксации фактов совершения проступка в порядке, установленном законодательством.
  10. Вносить соответствующему начальнику (руководителю) предложения об оказании психологической и социальной помощи сотруднику, в отношении которого инициирована проверка.
  11. Предлагать проверяемым работникам давать объяснения с применением методов психофизического исследования.
  12. В случаях, закрепленных 22 пунктом Инструкции о проведении служебных проверок в МВД, докладывать рапортом начальнику о необходимости выделения части собранных материалов в отдельное производство.

Данный перечень не является закрытым. При необходимости и исходя из конкретных обстоятельств дела он может быть дополнен.

Обязанности уполномоченных лиц

Согласно положениям Приказа МВД "О порядке проведения служебных проверок", председатель, члены комиссии, сотрудники, выполняющие проверочные мероприятия, должны:

  1. Соблюдать свободы и права служащего, в отношении которого инициирована процедура, а также иных граждан, участвующих в ней.
  2. Обеспечивать конфиденциальность сведений и сохранность собранных материалов, не разглашать информацию о результатах мероприятий.
  3. Разъяснять служащим, в отношении которых инициирована проверка, а также заявителям их права, обеспечивать условия их реализации.
  4. Своевременно докладывать соответствующему начальнику о поступивших заявлениях, жалобах, ходатайствах, информировать лиц, их подавших, о факте их разрешения. Результаты рассмотрения прошений сообщаются под расписку лично или направляются заказным письмом по месту проживания указанных лиц.
  5. Документально зафиксировать время и дату совершения проступка, обстоятельства, определяющие характер и степень ответственности служащего.
  6. Провести сбор документов и иных материалов, характеризующих профессиональные и личные качества работника, в отношении которого инициирована проверка.
  7. Исследовать результаты проверочных мероприятий, проводившихся ранее, а также сведения о фактах допущения сотрудником дисциплинарных нарушений.
  8. Предложить работнику, в отношении которого инициирована процедура, дать письменные объяснения по существу вопросов. Если через 2 дня после предложения объяснение не предоставлено или служащий отказался его дать, составляет акт о данном факте. Документ должен быть подписан как минимум тремя сотрудниками, привлеченными к проведению проверки.
  9. Немедленно докладывать начальнику или председателю комиссии о фактах вмешательства в процедуру, давления на лиц, участвующих в ней.
  10. Опросить военнослужащих внутренних подразделений МВД, госслужащих, иных работников МВД, которые могут располагать какой-либо информацией о фактах, подлежащих установлению в процессе проверки.
  11. При необходимости предложить профилактические мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, способствовавших совершению проступка.
  12. В случае выявления фактов совершения сотрудниками органов, организаций, подразделений МВД нарушений при проведении служебных проверок, в соответствии с п. 30.12 161 Приказа, доложить соответствующему руководителю рапортом о необходимости инициации проверки в отношении этих лиц либо об установлении отсутствия/наличия их вины в ходе осуществляемых проверочных мероприятий.
  13. В письменном виде составить заключение и предоставить его для утверждения по установленным правилам. С содержанием данного документа должен быть ознакомлен служащий, в отношении которого проводилась проверка.

Оформление результатов

На основании собранных материалов формируется заключение проверки. В его структуре выделяют вводную, описательную и резолютивную части.

В первом блоке указывают:

  1. Звание, должность, фамилию и инициалы служащего, выполнявшего проверку, либо состав комиссии (с указанием званий, должностей, фамилий и инициалов).
  2. Сведения о проверяемом лице. Здесь указывают должность, звание, Ф. И. О., дату, место рождения, информацию об образовании, стаже работы, количестве взысканий и поощрений, отсутствии/наличии неснятых дисциплинарных санкций.

В описательную часть включают сведения о:

  1. Основаниях проведения проверки.
  2. Объяснения служащего, совершившего проступок.
  3. Факте нарушения.
  4. Обстоятельствах, последствиях допущения проступка.
  5. Наличии/отсутствии обстоятельств, указанных в 29 статье ФЗ № 3.
  6. Фактах, выявленных в процессе проверки.
  7. Отягчающих/смягчающих обстоятельствах.
  8. Прочих фактах, имеющих значение для дела.

Резолютивная часть заключения должна содержать предложение о вменении служащему дисциплинарных или других мер ответственности, выводы об условиях и причинах совершения им проступка, наличии/отсутствии обстоятельств, закрепленных 29 статьей ФЗ № 3, предложение о направлении материалов дела в следственные органы СК РФ, рекомендации по оказанию служащему психологической и социальной помощи.