Санкции за нарушения кассовой дисциплины. Нарушения кассовой дисциплины

Бухгалтерия – одно из ключевых звеньев в работе любого предприятия. Грамотное, чистое, высококвалифицированное бухгалтерское сопровождение гарантирует бесперебойную работу компании, тогда как непрофессиональный бухгалтер может поставить под удар всю организацию. Именно поэтому работе бухгалтерии на любом предприятии нужно уделять особое внимание. И отдельно руководству предприятия стоит держать под контролем соблюдение кассовой дисциплины. Именно о кассовой дисциплине пойдет речь в данном материале.

Что такое кассовая дисциплина и почему важно ее соблюдать

Если говорить простым и понятным языком, то под кассовой дисциплиной принято понимать ряд правил, норм, и ограничений по приему, выдаче, хранению наличных денежных средств на предприятии, а также, в случае безналичных расчетов – их учет в рамках проведения кассовых операций. Все операции, в которых присутствует наличка, в том числе выдача зарплаты и отпускных, прием оплаты за товары и услуги, а также их своевременное документальное оформление, на языке бухгалтеров называются кассовыми.

Как правило, кассой занимается либо кассир, либо штатный бухгалтер, либо же, в более редких случаях, сам директор и учредитель организации.

Любое предприятие, будь то ИП или ООО, при проведении каких-либо операций, связанных с оборотом наличных финансов, обязано вести кассу и соблюдать кассовую дисциплину.

Важно! Свод правил, по которым принято вести кассу, определяется не внутренними частными постановлениями организации, а устанавливается на уровне российского законодательства.

Кто проверяет кассовую дисциплину и что грозит нарушителям

Уже из одного того факта, что кассовая дисциплина регламентируется Законом РФ, понятно, что она подконтрольна государственным органам. За безупречным соблюдением кассовой дисциплины следит налоговая инспекция и иногда банк, в котором открыты расчетные счета организации.

  • налоговой инспекции . В каждом территориальном отделении Федеральной налоговой службы есть специальный Отдел оперативного контроля. Его служащие и выезжают на проверки предприятий и организаций по части бухгалтерского учета и соблюдения кассовой дисциплины.

    Малейшие изъяны и недочеты при ведении кассы, неизменно ведут к административным санкциям.

    Наиболее распространенными среди подобных нарушений являются пренебрежение к наличию и ведению кассовой книги, превышение лимита расчетов, связанных с наличными средствами, а также неправильный расчет кассовых остатков.

  • проверка кассовой дисциплины представителями обслуживающего банка . Каждые два года работники обслуживающего банка по закону обязаны проверять кассовый учет на предприятии. Обычно за период проверки берется один квартал. Банковские специалисты, как правило, проверяют организацию на предмет лимита денежных средств в кассе, а также на правильность и полноту ведения кассовой книги. После проведения контроля специалист банка пишет справку, которую впоследствии необходимо будет предъявить налоговому инспектору уже при налоговой проверке, если таковая последует.

    При отсутствии устранения нарушений выявленных представителем банка, налоговик может наложить денежный штраф.

Основные правила кассовой дисциплины: коротко

Для того, чтобы избежать административного наказания в виде наложения материальной ответственности и штрафов, достаточно того, чтобы ведение кассы соответствовало хотя бы некоторым критериям.

  • первое, что требуется сделать – завести кассовую книгу . В ней в обязательном порядке должны отражаться все денежные операции;
  • руководству предприятия для выполнения кассовых операций необходимо приобрести контрольно-кассовую машину . Впрочем, в некоторых случаях ее можно заменить выдачей товарных чеков и бланков строгой отчетности;
  • бухгалтеру или кассиру предприятия необходимо строго следить за тем, чтобы максимально разрешенный лимит денежной наличности ни при каких обстоятельствах не был превышен.

Именно эти три параметра неизменно должны соблюдаться на предприятии, во избежание наказания со стороны контролирующих структур.

Такие документы как и , журналы и справки кассира-операциониста не являются строго обязательными, а, значит, как правило, не подвергаются тщательному изучению со стороны налоговиков и не являются основанием для применения административных санкций.

Ошибки и неточности при ведении кассы

Ни один начальник не застрахован от небрежной или некачественной работы бухгалтерии. Но иногда в нарушениях кассового порядка бывает повинно само руководство предприятия. Практика показывает, что существует несколько наиболее часто встречаемых нарушений по части кассовой дисциплины:

  • отсутствие на предприятии контрольно-кассовой техники или работа с ней в обход установленного законом порядка, а также отсутствие товарных чеков или бланков строгой отчетности тогда, когда использование контрольно-кассовой машины не обязательно и может ими заменяться. Пренебрежение к соответствующему требованию закона довольно часто бывает спровоцировано руководством компании;
  • полное либо частичное отсутствие в кассовой книге записей о проведении операций и оприходовании наличных средств. Данное нарушение обычно допускают лица, непосредственно занимающиеся ведением кассы и кассовой книги;
  • превышение остатка наличных средств в кассе. Количество денежной налички в кассе регламентировано, и если оно больше максимально возможной суммы, то это также считается нарушением закона. Излишек наличных средств по концу рабочего дня должен сдаваться в банк для внесения на расчетный счет предприятия.

Ответственность при выявлении нарушений кассовой дисциплины

Вне зависимости от того, по чьему недосмотру и упущению возникли проблемы с кассовой дисциплиной, при обнаружении нарушений налоговые специалисты могут либо на первый раз вынести предупреждение, либо сразу наложить штраф. Степень меры административного и финансового воздействия зависит от того, насколько велика ошибка.

  • Предупреждение может быть вынесено исключительно за отсутствие или неправильное использование контрольно-кассовой техники, и только при условии, что в течение проверяемого периода, не было выявлено других серьезных нарушений.

    Также отделаться предупреждением может организация, руководство которой вовремя направило в налоговую службу ходатайство с просьбой о вынесении предупреждения и обязательства устранить найденные нарушения.

  • Штраф накладывается при нарушении таких норм ведения кассы, как неправильное оприходование выручки и превышение максимально возможного лимита наличных средств. Размеры штрафов зависят от организационно-правовой формы предприятия. Если это индивидуальный предприниматель, то, как физическое лицо, выполняющее определенные должностные функции, он будет подвержен штрафу от 4 до 5 тыс. рублей.

    Если нарушения выявлены в ходе выездной проверки юридического лица, то есть предприятия или организации в статусе, например, ООО, то штраф будет в десять раз выше: от 40 до 50 тыс. рублей.

    В последнем случае, должностное лицо, допустившее ошибку, к примеру, главный бухгалтер, старший кассир или даже директор предприятия, также может понести финансовую ответственность за неправомерность своих действий – штраф для него составит сумму от 4 до 5 тыс. рублей.

Как свидетельствует практика работы организаций и предприятий различных сфер деятельности, гораздо выгоднее сразу наладить правильное профессиональное ведение бухгалтерии. В противных случаях, выявление нарушений и ответственность при проверках неизбежна. При этом следует помнить о том, что выездные налоговые проверки проводятся, как правильно в самые неподходящие моменты.

Нерадивых представителей бизнеса, особенно тех, кто не в первый раз попался на пренебрежении к закону, налоговики «берут на карандаш» и проверяют чаще, чем законопослушных предпринимателей.

Кто может не применять ККТ? Штрафы за нарушение кассовой дисциплины. 15.03.2019 06:12

Кто может не применять ККТ?

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности и оказывающие услуги, перечисленные в пункте 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ, за исключением которые используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (пункт 8 статьи 2 Закона N 54-ФЗ):

продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

продажа ценных бумаг;

продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;

обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации;

осуществляемая вне стационарной торговой сети разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;

торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;

торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;

прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;

ремонт и окраска обуви;

изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;

присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;

реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;

вспашка огородов и распиловка дров;

услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН,

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях при условии, что они:

Не используют для расчетов автоматическое устройство и не осуществляют торговлю подакцизными товарами (пункт 8 статьи 2 Закона N 54-ФЗ);

Выдают покупателю (клиенту) документ, подтверждающий факт осуществления между ними расчета.

Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах (пункт 5 статьи 2 Закона N 54-ФЗ);

Обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, за исключением организаций, которые используют для расчетов автоматическое устройство, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (пункт 8 статьи 2 Закона N 54-ФЗ).

Религиозные организации при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями (пункт 9 статьи 2 Закона N 54-ФЗ).

Если деятельность, осуществляемая организацией или индивидуальным предпринимателем, относится к выполнению работ, оказанию услуг населению, то они до 01.07.2019 г. могут осуществлять расчеты без применения ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Кто может не применять ККТ, но только до 01.07.2019 года?

Организациям и индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы, оказывающим услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания). Такое право указанным лицам предоставляется при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке,

Индивидуальным предпринимателям, применяющим ПСН, а также организациям и индивидуальным предпринимателями - налогоплательщикам ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ.

Индивидуальным предпринимателям, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, осуществляющим торговлю с использованием торговых автоматов (пункт 11.1 статьи 7 Закона N 290-ФЗ);

Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. На это указано в пункте 4 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2018 г. N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Какие будут штрафы за нарушение кассовой дисциплины?

- За неприменение ККТ (п.2, ст.14.5 КоАП)

На должностных лиц - 25%-50% выручки, полученной без ККТ, но не менее 10 000 рублей

Для организаций - 75%-100% выручки, полученной без ККТ, но не менее 30 000 рублей

- За повторное неприменение ККТ при сумме выручки, полученной без пробития чека более 1 млн. руб. (п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ)

На должностных лиц - Дисквалификация на срок от года до двух лет

Для организаций - Административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

- Применение или регистрация в 2017 году ККТ, несоответствующей требованиям (п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ)

- Непредставление информации и документов по запросу ИФНС или подача их с опозданием (п. 5 ст. 14.5 КоАП РФ)

На должностных лиц - 1 500-3 000 рублей

Для организаций - 5 000 - 10 000 рублей

- Не направление покупателю электронного кассового чека, а также не выдача по требованию бумажного чека (п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ)

На должностных лиц - 2 000 рублей

Для организаций - 10 000 рублей

- Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а именно превышение лимита расчета наличными, не оприходование наличной выручки, несоблюдении порядка хранения денежных средств, превышение кассового лимита (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ)

На должностных лиц - 4 000-5 000 рублей

Для организаций - 40 000 - 50 000 рублей


Понятие кассовой дисциплины объединяет ряд норм и ограничений, касающихся приема, выдачи, хранения наличных денежных средств на предприятии, при безналичных расчетах – их учет в рамках проведения кассовых операций. Любые манипуляции с наличностью, в том числе выдача зарплаты, прием платежей за товары и услуги, а также их своевременное документальное оформление, называются кассовыми. Совокупность норм, принятых за основу ведения кассы, устанавливается не руководством частных компаний, а определяется законодательными актами Российской Федерации.

Штраф за непробитый чек для ООО и ИП в 2018

Новую шкалу штрафных санкций за непробитый чек за оказанные услуги либо осуществление коммерческой деятельности ввел Закон №290-ФЗ в июле 2016 года. Для нарушителей - ИП размеры штрафов увеличились в 2-5 раз. В соответствии со статьей 14.5 п.2 КоАП РФ, любая операция получения денежных средств предпринимателем сопровождается пробитием чека на кассовом аппарате, причем в расчет берется выручка как за реализованный товар, так и за оказанную услугу.

Штраф ИП за невыдачу кассового чека в 2018 предусмотрен вышеуказанным законом и поправкой 2 к статье 14.5 КоАП и составляет сумму в размере от ¼ до ½ от стоимости оказанной услуги либо реализованного товара, но не менее 10 000 рублей. На практике это выглядит так: если на сумму 200 000 рублей чек не выдан, то штраф составит от 50 000 до 100 000 рублей, если же сумма покупки будет всего 20 рублей, то штраф за не пробитый по кассе чек составит 10 000 рублей.

Штраф за отсутствие кассового аппарата у ИП и ООО


Любая организация либо индивидуальный предприниматель, производящий с клиентами денежный расчет посредством наличных средств либо банковских карт, обязан вручить покупателям чек из зарегистрированного кассового аппарата. Работа без кассового аппарата попросту запрещена. Обязательный чековый документ выдается в случаях, когда:

    продавец реализовал товар;

    сотрудники компании оказывали клиенту платные услуги;

    клиент получил ранее заказанную услугу.

Если чек за вышеперечисленные услуги не выдан, на работу организации или индивидуального предпринимателя будет возложен штраф.

При осуществлении контроля и надзора за соблюдением предпринимателями закона о ККТ налоговые органы мониторят расчеты с применением онлайн-касс, оценивают полноту данных, представленных организациями, и учета выручки, полученной ими. Нарушителей ожидает штраф за неиспользование кассового аппарата ИП, в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Вид административного нарушения

Вид наказания для должностного лица

Вид наказания для юр. лица и ИП

Неиспользование ККТ в случаях, установленных российским законодательством

Штраф от ¼ до ½ суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

Штраф от ¾ четвертых до полной суммы расчета, осуществленного без применения КТТ, но не менее 10 000 рублей.

Использование КТТ, не соответствующей требованиям новой редакции ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ.

Штраф от 1 500 до 3 000 рублей;

Штраф от 5 000 до 10 000 рублей

Нарушения в работе ККТ согласно требованиям ст. 4.2. «Порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета ККТ» Федерального закона №290-ФЗ в

Штраф от 1500 до 3 000 рублей

Штраф от 5 000 до 10 000 рублей.

Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении ККТ покупателю кассового чека в электронной форме.

Штраф 2 000 рублей;

Штраф 10 000 рублей.

Непередача организацией или индивидуальным предпринимателем при применении ККТ кассового чека покупателю по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством

Штраф 2 000 рублей;

Штраф 10 000 рублей

Все новые штрафы за неприменение ККТ в 2016 году вступили в действие с 15 июля 2016, а штраф за неприменение ККМ для ИП в 2018, так называемых онлайн-касс, действуют с 1 февраля 2017 года.

Штраф за превышение лимита кассы в 2018


Понятие «лимит кассы» означает максимально допустимую величину наличности в денежном хранилище, сейфе либо кассе организации к концу рабочего дня. Подобную норму ввел Центробанк РФ, однако устанавливает свой максимум бухгалтерия предприятия индивидуально в начале каждого календарного года.

Кассовые излишки вполне законно могут допускаться в определенные дни. Уважительными причинами, согласно п.2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У, считаются:

    выплата заработной платы и различных видов помощи, но не больше пяти рабочих дней после снятия денежных средств с расчетных счетов компании;

    проведение кассовых операций с привлечением наличных средств в нерабочие либо праздничные дни.

Иные обстоятельства не могут служить оправданием для превышения лимита и влекут за собой штрафные санкции.

Избранным категориям коммерческих компаний малого бизнеса, предприятиям, организаций, ИП закон разрешает отменить лимит в кассе. Для отказа от предельной суммы не нужно производить каких-либо специальных действий, достаточно простого соответствия определенным нормам Указания Банка России от 11.03.14 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»:

    ограниченное количество персонала – не превышает 100 человек за прошедший календарный год;

    предельный доход за выполненные услуги и реализованный товар – не более 800 000 рублей, не считая НДС;

    участие в уставном капитале иных юридических лиц – не более четверти доли.

Если какая-либо из организаций попадает в рамки этих требований, она может хранить в кассе любые суммы финансовых средств.

Какое административное взыскание накладывается в случаях нарушения лимита по кассе? Юридические лица подвергаются наказанию в виде штрафа на сумму от 40 000 до 50 000 рублей, индивидуальные предприниматели и должностные лица (бухгалтер и руководитель) подвергаются штрафным санкциям на сумму от 4 000 до 5 000 рублей.

Порядок ведения каsссовой документации, движения и хранения денежных средств подвергается контролю со стороны налоговых органов. Соблюдение правил ведения кассы обязательно для юридических лиц всех форм собственности и систем налогообложения. Для ИП предусмотрены значительные послабления по документообороту. Операции по кассе у ИП должны оформляться только в отношении оформления выдачи заработной платы сотрудникам. Нарушение кассовой дисциплины ведения операций влечет наложение санкций и штрафов.

Требования к учету кассовых операций

Ведение кассовой документации требуется организациям, использующих денежную наличность в расчетах.

При ведении операций по кассе должны выполняться требования:

  • Каждая операция подлежит обязательной документальной записи.
  • Обеспечение лимита кассы – предельной суммы средств, хранящихся в кассе на конец операционного дня.
  • Ограничение максимально допустимой суммы (100 тысяч рублей) при расчетах между юридическими лицами.

Запись операции производится в момент ее совершения.

Нарушение предельно допустимого лимита средств

Для подтверждения лимита на предприятии издается приказ. Расчет производится на основании наличных оборотов компании или величины текущих нужд в денежной наличности. Выбранный компанией показатель указывается в приказе. Отсутствие утвержденного лимита означает, что в кассе на конец дня не должна находится денежная наличность.

Устанавливать лимит не обязательно при наличии одновременных условий:

  • Если организация относится к малым предприятиям.
  • Предприятие имеет годовым оборотом 800 тысяч рублей и численностью менее 100 человек.

Если организация ранее не имела права на неограниченное хранение сумм к кассе, изданный приказ об утверждении лимита необходимо отменить.

Соблюдение кассового лимита подлежит обязательной проверке органами контроля. За нарушение требования учета наличности предприятие привлекают к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП (Кодекс административных правонарушений РФ). Штраф налагается в сумме от 40 до 50 тысяч рублей на организацию и от 4 до 5 тысяч рублей на должностное лицо. Наличие ошибки в учете или умысла не влияет на привлечение к ответственности.

Срок исковой давности для привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца, исчисляемый с момента совершения нарушения.

Пример #1. Наличие сверхлимитного остатка

Рассмотрим пример соблюдения сроков при наложении санкций административного порядка. Предприятие ЗАО «Квадрат» допустило наличие сверхлимитного остатка в октябре 2015 года. В январе 2016 года проверка ИФНС выявила нарушение. На компанию был наложен административного штрафа, выписанный с превышением допустимых сроков. Вывод: предприятие «Квадрат» должно обратиться в суд с иском об отмене санкции. Для предупреждения закрытия счета сумму желательно внести и вернуть на счет после решения суда.

Выявление несвоевременно оприходованных средств в кассе

Допущение хранения средств в кассе, подлежащих учету, поступлению и документальному оформлению, относится к нарушениям кассовой дисциплины. Расхождение определяется при сверке данных фискального отчета ККМ и сумм кассовой книги.

Нарушение Статья Санкции
Выявление несвоевременно оприходованной выручки Сумма от 4 до 5 тысяч рублей налагается на должностное лицо, если получится доказать вину кассира и от 40 до 50 тысяч рублей на организацию
Выявление сумм неоприходованной выручки

Ст. 120 НК РФ

Грубое нарушение правил учета доходов – 10 тысяч рублей
Наличие нарушения, допущенных в нескольких периодах

Ст. 120 НК РФ

30 тысяч рублей
Выявление сумм неоприходованной выручки, в результате повлекших занижение начисленного налога

Ст. 120 НК РФ

20% суммы неполученной бюджетом разницы, ограниченная верхним пределом в 40 тысяч рублей

На предприятие или должностное лицо может быть наложен штраф в соответствии с НК РФ и КоАП одновременно.

Размещение в кассе средств, не относящихся к денежному обороту организации. Пример

Кроме несвоевременно учтенных средств в кассе могут находиться суммы, не принадлежащие компании и являющиеся собственностью кассира или иных лиц. Излишки наличности в кассе относятся к нарушениям, допущенных кассиром. В ряде ситуаций сумма возникает для использования в качестве разменной монеты, внесенной кассиром.

Рассмотрим пример наличия в кассе сумм, не принадлежащих компании. Компания ООО «Вымпел» не имеет кассового аппарата, но ведет расчеты с сотрудниками, подотчетными лицами через кассу. Кассир Новикова А.А. использовала собственные наличные средства для упрощения расчетов с работниками. Сумма в 200 рублей была положена в денежный ящик без документов. При подсчете сумм в кассе инспектором ИФНС были обнаружена мелочь – разменная монета в сумме 200 рублей, не принадлежащая фирме. Вывод: Кассир Новикова А.А. была оштрафована на сумму 5 тысяч рублей.

При необходимости использования разменной монеты при ведении расчетов с ККМ получить мелочь можно из операционной кассы по РКО в начале дня. Сумма подлежит сдаче после закрытия кассового дня. Взнос кассиром денежных средств в операционную кассу не допускается.

В отличие от организаций, ИП имеет право на взнос, получение средств на личные нужды. При ведении операций кассы (для внутреннего контроля и при отсутствии приказа об их отмене) в РКО или ПКО делается соответствующая запись.

Превышение ограниченной суммы расчетов между организациями

Законодательством в документе Банка России № 3073-У от 07.10.2013г. установлена ограничение сумму по расчетам наличностью между организациями. Допускается предел в 100 тысяч рублей. Особенности применения ограничения:

  • Предел рассматривается в рамках одного договора. Если платежи через кассу производятся по долгосрочному договору, необходимо вести учет расходов или доходов по контрагенту и соглашению.
  • Сумма может быть внесена или выдана по разным договорам в течение суток неоднократное число раз.
  • Оплата по счету рассматривается как принятие оферты.

Превышение предела расчета между организациями влечет наложение санкций по ст. 15.1 КоАП.

Ведение расчетов без использования контрольно-кассовой техники (ККТ)

Предприятия, ведущие расчеты по приему наличности с другими организациями, ИП или населением, обязаны применять ККМ. Организации, использующие систему налогообложения с вмененным доходом или патентом, имеют право не использовать технику и выдавать лицам иной документ вместо кассового чека.

Санкции налагаются в соответствии со ст. 14.5 КоАП. Наказание может быть наложено при наличии одного из условий:

  • Отсутствия зарегистрированного в ИФНС кассового аппарата.
  • Ведения расчетов с применением техники, не имеющей зарегистрированной фискальной памяти.
  • Отсутствия проведения полученных сумм по ККМ с выдачей кассового чека.

Штраф при отсутствии применения ККМ налагается на должностное лицо и (или) организацию.

Характер нарушения Должностное лицо Организация
Нарушение носит единичный характер От ¼ до ½ полученной без использования техники суммы, но не менее 10 тысяч рублей От ¾ до полной суммы расчета, но не менее 30 тысяч рублей
Ведение расчетов в сумме более 1 млн рублей Дисквалификация от года до 2 лет Приостановление деятельности до 3 месяцев
Отсутствие чека, выдаваемого по требованию покупателя Предупреждение или штраф в размере 2 тысяч рублей Предупреждение или штраф в размере 10 тысяч рублей

Если лицо не предоставляет в отведенный срок информацию о применении ККТ влечет санкции на должностное лицо в размере от 1,5 до 3 тысяч рублей или на предприятие от 5 до 10 тысяч рублей. Минимальное наказание предусматривает предупреждение.

О применении ККМ можно говорить только в случаях использования предприятием техники, включенной в реестр или разрешенной к применению до полного износа с зарегистрированной ЭКЛЗ. В противном случае ККМ рассматривается как техника для ведения внутреннего учета.

Материальная ответственность кассиров

Проведение и запись кассовых операций в точном соответствии с требованиями законодательства часто зависит от грамотных действий кассира. В дополнение к трудовому контракту с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности. При недостаче денежных средств в кассе или выявлении иных нарушений в работе кассира лицо возмещает ущерб в полном объеме.

Если материальные потери выявлены после увольнения лица, решение о возмещении ущерба принимает суд. Увольнение сотрудника не исключает его материальной ответственности. Ущерб должен быть подтвержден документально. На законодательном уровне ответственность определяется ст. 233 ТК РФ.

Проведение контроля кассовой дисциплины

Проверка кассы осуществляется по решению, подписанному начальником или заместителем ИФНС. Контроль операций может быть выделен как отдельное камеральное мероприятие (преимущественно для предприятий, применяющих ККМ) или быть включен в план выездной проверки компании.

Выемка документов при камеральном контроле производится за отдельный период. Для выездной проверки характерна случайная выборка дней с подробным изучением материалов. Сплошному контролю подвергаются показатели соблюдения лимита и предельной величины расчетов между организациями.

Ответы на актуальные вопросы по нарушению кассовой дисциплины

Приведем список наиболее актуальных вопросов по кассовой дисциплине.

Вопрос №1. Как поступить, если налоговая наложила административный штраф по несвоевременно оприходованной выручке, сумма которого не отразилась в Z-отчете из-за сбоя в работе ККМ?

Факт отсутствия поступления в кассу выручки имеется и причины нарушения не имеют значения. Руководитель должен был принять меры по проведению обучения кассиров. При сбое в работе необходимо вызвать мастеров сервисной службы для снятия фискального отчета и получения точных данных.

Вопрос №2. Могут ли органы контроля не налагать административное наказание за нарушение правил ведения кассы, например, при добровольном устранении недостатка?

Применение административного наказания имеет субъективную природу. Если инспектор посчитает, что нарушение имеет малозначительный характер, лицо или предприятие может быть освобождено от ответственности. Оцениваются обстоятельства и ущерб, возникший в результате действия. Добровольное устранение недостатка не снижает значимости нарушения.

Вопрос №3. ИФНС наложило административный штраф в связи с отсутствием оборудованного места для кассы. Имеет ли значение срок давности 2 месяца, если проверка длилась 3 месяца?

Факт наличия длительного нарушения (как в случае оборудования кассового места) не влияет на дату обнаружения недостатка. В данном случае подсчет срока для наложения административного штрафа ведется от даты издания акта.

Вопрос №4. Необходимо ли соблюдать установленный предел расчетов, если через кассу производится оплата за товар между ИП и ИП?

Нарушение кассовой дисциплины возникает при оформлении РКО с указанием оплаты по договору (или накладной) ИП в сумме свыше 100 тысяч рублей. Если платеж производится самим предпринимателем без ссылки на основание платежа, нарушение отсутствует.

Вопрос №5. При проверке кассы была обнаружена операция, при которой был превышен лимит в 100 тысяч рублей по расчетам с другой организацией. Оплата была произведена по накладной. Договор на поставку не заключался. Правомочны ли действия налоговой?

В случае оплаты за поставку товара через кассу без оформления договора лимит ограничивается в рамках накладной и не может превышать 100 тысяч рублей. Обойти предел можно путем выдачи средств под отчет на оплату по накладной. При прямой выдаче суммы штраф неминуем.

  • 2.5. Группа 500 "Поступление финансовых активов"
  • 2.6. Группа 600 "Выбытие финансовых активов"
  • 2.7. Группа 700 "Увеличение обязательств"
  • 2.8. Группа 800 "Уменьшение обязательств"
  • 3. Составление годовой бюджетной отчетности
  • 3.1. Общие требования к составлению отчетности
  • 3.2. Представление бюджетной отчетности
  • 3.2.1. Заполнение отдельных отчетных форм
  • 3.2.2. Согласование показателей отчетных форм
  • 4. Сметы доходов и расходов
  • 4.1. Бюджетная смета
  • 4.2. Внебюджетная смета
  • 4.2.1. Общие положения о составлении внебюджетной сметы
  • 4.2.2. Представление внебюджетной сметы в офк
  • 4.3. Смета по средствам, поступающим в доход бюджета
  • 4.4. Составление смет в учреждениях
  • 4.5. Составление внебюджетной сметы в учреждениях культуры
  • 5. Основные изменения в бюджетном учете
  • 5.1. Общие положения
  • 5.2. Нефинансовые активы
  • Вопрос 2: исходя из какой стоимости (балансовой или остаточной) следует определять годовую сумму амортизационных отчислений?
  • 5.3. Финансовые активы
  • 5.4. Обязательства
  • 5.5. Санкционирование расходов бюджетов
  • 5.6. Централизованные поставки
  • 5.7. Забалансовый учет
  • 5.8. Общие положения по переносу остатков
  • 6. Централизованное снабжение материальными ценностями
  • 6.1. Отражение операций
  • 6.2. Отражение операций в учете грузополучателя
  • 6.3. Отражение операций по отправке возвратной тары
  • 6.4. Особенности учета материальных ценностей
  • 6.5. Особенности централизованного снабжения
  • 7. Санкционирование расходов бюджетов
  • 7.1. Порядок доведения бюджетных ассигнований
  • 7.1.1. Правила доведения (изменения) бюджетных данных
  • 7.1.2. Требования к бюджетным данным
  • 7.1.3. Детализация бюджетных данных
  • 7.1.4. Детализация бюджетных данных
  • 7.1.5. Контроль со стороны Федерального казначейства
  • 7.1.6. Временные бюджетные данные
  • 7.1.7. Отзыв бюджетных данных
  • 7.1.8. Дополнительное бюджетное финансирование
  • 7.1.9. Порядок сокращения лимитов бюджетных обязательств
  • 7.2. Порядок учета бюджетных обязательств
  • 7.2.1. Учет бюджетных обязательств
  • 7.2.2. Порядок учета бюджетных обязательств
  • 7.2.3. Представление информации о бюджетных обязательствах
  • 7.3. Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств
  • 7.4. Бюджетный учет санкционирования расходов
  • 7.4.1. Учет лимитов бюджетных обязательств
  • 7.4.2. Бюджетные ассигнования
  • 7.4.3. Корреспонденция счетов по доведению, детализации
  • 7.4.4. Принятые обязательства
  • 7.4.5. Перенос остатков по счетам санкционирования расходов
  • 7.5. Санкционирование расходов за счет средств
  • 7.5.1. Сметные назначения по приносящей доход деятельности
  • 7.5.2. Принятие обязательств
  • 8. Администрирование поступлений в бюджет
  • 8.1. Порядок администрирования доходов бюджета
  • 8.2. Бюджетный учет операций по администрированию доходов
  • 9. Основные средства
  • 9.1. Объекты учета
  • 9.2. Поступление основных средств
  • 9.3. Списание (выбытие) основных средств
  • 9.4. Амортизация основных средств
  • 9.5. Переход на новые положения
  • 9.5.1. Основные средства стоимостью от 1000 до 3000 рублей
  • 9.5.2. Основные средства стоимостью
  • 9.5.3. Операции по списанию основных средств
  • 9.5.4. Перевод остатков в части амортизации,
  • 9.6. Библиотечный фонд
  • 9.6.1. Переходные положения по начислению амортизации
  • 9.6.2. Срок полезного пользования объектами
  • 9.7. Периодическая литература
  • 9.8. Излишки основных средств
  • 9.9. Учет музыкальных инструментов
  • 9.10. Учет сценическо-постановочных средств
  • 9.11. Учет спортивного инвентаря
  • 9.11.1. Приобретение спортивного инвентаря
  • 9.11.2. Получение спортивного инвентаря
  • 9.12. Учет специальных (военных) средств
  • 9.13. Учет наградного оружия
  • 10. Нематериальные активы
  • 10.1. Объекты учета
  • 10.2. Исключительное право на результат
  • 10.2.1. Договор об отчуждении исключительного права
  • 10.2.2. Лицензионный договор
  • 10.3. Создание нематериального актива собственными силами
  • 10.4. Принятие к учету нематериального актива,
  • 10.5. Амортизация нематериальных активов
  • 10.6. Переход на новые положения по амортизации
  • 10.6.1. Нематериальные активы стоимостью
  • 10.6.2. Нематериальные активы стоимостью
  • 11. Непроизведенные активы
  • 11.1. Поступление непроизведенных активов
  • 11.2. Выбытие непроизведенных активов
  • 11.3. Непроизведенные активы имущества казны
  • 12. Материальные запасы
  • 12.1. Виды материальных запасов
  • 12.2. Учет спецоборудования для выполнения ниокр
  • 12.2.1. Спецоборудование для выполнения ниокр
  • 12.2.2. Спецоборудование для выполнения ниокр
  • 12.3. Учет спортивной экипировки
  • 13. Учет имущества казны
  • 13.1. Состав имущества казны
  • 13.2. Порядок амортизации имущества казны
  • 13.3. Перенос остатков
  • 13.4. Поступление и выбытие имущества казны
  • 13.5. Существует ли особый порядок проведения
  • 13.6. Признается ли объектом обложения налогом
  • 13.7. Сдача имущества казны в аренду
  • 13.8. Дивиденды по акциям, находящимся в собственности
  • 13.9. Ндс с реализации имущества казны
  • 13.10. Земельный налог и имущество казны
  • 14. Лицевые счета бюджетных учреждений
  • 14.1. Виды новых лицевых счетов
  • 14.2. Порядок открытия лицевого счета
  • 14.3. Порядок ведения лицевых счетов
  • 14.3.1. Лицевой счет главного распорядителя
  • 14.3.2. Лицевой счет получателя бюджетных средств
  • 15. Денежные средства учреждения
  • 15.1. Общие положения
  • 15.2. Обеспечение наличными деньгами бюджетных учреждений
  • 15.2.1. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов
  • 15.2.2. Получение наличных денежных средств
  • 15.2.3. Внесение наличных денежных средств на лицевой счет
  • 15.2.4. Обеспечение наличными деньгами
  • 15.3. Применение ккт при осуществлении
  • 15.4. Правомерность применения Квитанции (ф. 0504510)
  • 15.5. Учет денежных документов
  • 15.6. Основные нарушения порядка ведения кассовых операций
  • 16. Финансовые вложения
  • 16.1. Депозиты и иные финансовые активы
  • 16.2. Акции и иные формы участия в капитале
  • 16.3. Облигации, векселя
  • 16.4. Вложения в финансовые активы
  • 16.5. Передача права пользования рид по лицензионному
  • 17. Учет активов и обязательств за балансом
  • 17.1. Общие положения забалансового учета
  • 17.2. Счет 01 "Основные средства в пользовании"
  • 17.3. Счет 02 "Материальные ценности,
  • 17.4. Счет 03 "Бланки строгой отчетности"
  • 17.4.1. Общие положения об учете бсо
  • 17.4.2. Новые формы театральных и кинобилетов
  • 17.5. Счет 04 "Списанная задолженность
  • 17.6. Счет 05 "Материальные ценности, оплаченные
  • 17.7. Счет 06 "Задолженность учащихся и студентов
  • 17.8. Счет 07 "Переходящие награды, призы,
  • 17.9. Счет 08 "Путевки неоплаченные"
  • 17.10. Счет 09 "Запасные части к транспортным средствам,
  • 17.11. Счет 10 "Обеспечение исполнения обязательств"
  • 17.12. Счет 11 "Государственные и муниципальные гарантии"
  • 17.13. Счет 12 "Спецоборудование для выполнения
  • 17.14. Счет 13 "Экспериментальные устройства"
  • 17.15. Счет 14 "Расчетные документы, ожидающие исполнения"
  • 17.16. Счет 15 "Расчетные документы, не оплаченные
  • 17.17. Счет 16 "Переплаты пенсий и пособий вследствие
  • 17.18. Счет 17 "Поступления денежных средств
  • 17.19. Счет 18 "Выбытия денежных средств
  • 17.20. Счет 19 "Невыясненные поступления
  • 17.21. Счет 20 "Списанная задолженность,
  • 17.22. Счет 22 "Материальные ценности, полученные
  • 17.23. Счет 23 "Периодические издания для пользования"
  • 18. Оплата труда и социальное страхование
  • 18.1. Новые системы оплаты труда
  • 18.2. Новые системы оплаты труда
  • 18.3. Новые системы оплаты труда в учреждениях культуры
  • 18.4. Новые системы оплаты труда в учреждениях спорта
  • 18.5. Оплата труда сотрудников милиции
  • 18.6. Порядок отражения операций по начислению
  • 18.7. Пособия по государственному социальному страхованию
  • 18.7.1. Пособие по временной нетрудоспособности,
  • 18.7.2. Пособие в связи с трудовым
  • 18.7.3. Государственные пособия гражданам, имеющим детей
  • 18.7.4. Социальное пособие на погребение
  • 18.7.5. Учет пособий, выплачиваемых за счет средств фсс
  • 19. Приносящая доход деятельность бюджетных учреждений
  • 19.1. Законодательство о приносящей доход
  • 19.2. Порядок осуществления операций
  • 19.2.1. Порядок оформления Генеральных разрешений
  • 19.2.2. Порядок оформления Разрешений
  • 19.3. Платежи в рамках приносящей доход деятельности
  • 19.4. Отражение операций по приносящей доход
  • 19.5. Распределение расходов между бюджетной и приносящей
  • 20. Сдача государственного и муниципального
  • 20.1. Заключение договора аренды недвижимого имущества
  • 20.2. Экспертная оценка последствий
  • 20.3. Стартовый размер арендной платы
  • 20.4. Налог на прибыль с доходов
  • 20.5. Отражение операций по сдаче имущества
  • 20.6. Учет коммунальных платежей
  • 21. Учет грантов
  • 21.1. Заключение договоров с победителями конкурса
  • 21.2. Налог на прибыль
  • 21.3. Бухгалтерский учет грантов
  • 22. Реорганизация бюджетного учреждения
  • 22.1. Общие положения
  • 22.2. Трудовые отношения с работниками
  • 22.3. Уплата налогов при реорганизации учреждения
  • 22.4. Заключительная отчетность
  • 23. Создание бюджетными учреждениями коммерческих обществ
  • 23.1. Уведомительный и разрешительный порядок
  • 23.2. Основной вид деятельности дочерних обществ
  • 23.3. Соучредители внедренческого общества
  • 23.4. Льготы для внедренческих обществ
  • 23.5. Рекомендации по применению
  • 23.6. Вопросы, которые необходимо решить...
  • 24. Основные изменения в главе 21 нк рф
  • 24.1. Налог на добавленную стоимость с авансов
  • 24.2. Ввоз технологического оборудования
  • 24.3. Выполнение смр для собственного потребления
  • 24.4. Расчеты неденежными средствами
  • 24.5. Реализация государственного
  • 24.6. Принятие решения по итогам камеральной проверки
  • 24.7. Электронные счета-фактуры
  • 25. Основные изменения в главе 25 нк рф
  • 25.1. Порядок начисления амортизации
  • 25.1.1. Линейный метод
  • 25.1.2. Нелинейный метод
  • 25.1.3. Плюсы и минусы "нового" нелинейного метода
  • 25.1.4. С линейного метода на нелинейный и обратно
  • 25.2. Амортизационная премия
  • 25.3. Неотделимые улучшения объектов ос,
  • 25.4. Повышающие и понижающие коэффициенты
  • 25.5. Расходы на обучение
  • 25.6. Суточные и полевое довольствие
  • 25.7. Расходы на ниокр с коэффициентом 1,5
  • 25.8. Программы для эвм стоимостью
  • 25.9. Расходы на дмс
  • 25.10. Компенсация затрат работников на жилье
  • 25.11. Основные изменения в главе 25 нк рф с 2010 года
  • 26. Единый социальный налог - 2009
  • 26.1. Единый социальный налог в 2009 году
  • 26.2. Страховые взносы с 2010 года
  • 26.2.1. Новые законы и изменения
  • 26.2.2. Что ждет спецрежимников в 2010 году?
  • 26.2.3. Новшества Федерального закона n 212-фз
  • 27. Основные изменения в гл. 23 нк рф
  • 27.1. Доходы, не подлежащие налогообложению
  • 27.2. Стандартные налоговые вычеты
  • 27.3. Социальные налоговые вычеты
  • 27.4. Имущественные налоговые вычеты
  • 28. Налог на имущество организаций
  • 28.1. Общие положения
  • 28.2. Определение налоговой базы
  • 28.3. Расчет налога на имущество
  • 29. Система налогообложения в виде единого налога
  • 29.1. Ветеринарные услуги
  • 29.2. Деятельность аптек
  • 29.3. Деятельность по предоставлению спортинвентаря,
  • 29.4. О представлении налоговой декларации
  • 30. Ревизии и проверки в 2009 году
  • 30.1. Ведомственный контроль
  • 30.2. Осуществление налогового контроля
  • 30.3. Проведение контрольных мероприятий пожарной
  • 15.6. Основные нарушения порядка ведения кассовых операций

    На основании п. 105 Инструкции N 148н бюджетные учреждения должны осуществлять кассовые операции в соответствии с Порядком ведения кассовых операций, поэтому их проверка - обязательный компонент всех программ ревизий и проверок бюджетных учреждений.

    Цель проверки: выявить нарушения и злоупотребления в учете наличных денежных средств бюджетного учреждения, проконтролировать соблюдение требований законодательных и нормативных документов, регламентирующих совершение кассовых операций, их ведение и составление отчетности.

    При проверке учета кассовых операций ревизоры руководствуются следующими нормативно-правовыми документами:

    Инструкцией N 148н;

    Указаниями о порядке применения бюджетной классификации;

    Законом о ККТ;

    Порядком ведения кассовых операций;

    Положением об организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (от 05.01.1998 N 14-П), утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 19.12.1997 N 47 (далее - Положение ЦБ РФ N 14-П);

    Положением о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации от 24.04.2008 N 318-П.

    Кроме перечисленных выше актов, используются документы, подтверждающие совершение кассовых операций:

    Приходные и расходные кассовые ордера;

    Кассовая книга, отчеты кассира;

    Журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, выданных доверенностей, депонированных сумм;

    Платежные (расчетно-платежные) ведомости и др.

    Контрольные процедуры осуществляются путем фактической проверки, обследования, наблюдения, анализа. Ниже приведены основные нарушения, выявляемые в ходе проверки.

    Недостача или излишек денежных средств в кассе. Хранение в кассе учреждения наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному учреждению, запрещено (п. 30 Порядка ведения кассовых операций). Поэтому наличие как излишков, так и недостач при обращении с наличными денежными средствами не допускается. В случае их выявления после фактического снятия остатков ревизор затребует письменное объяснение у кассира о причинах их возникновения. При выявлении недостач в особо крупных размерах будет поставлен вопрос об отстранении кассира от его обязанностей до окончания проверки с последующим сообщением в правоохранительные органы.

    Несвоевременное оприходование поступивших в кассу наличных денежных средств. В соответствии с п. 19 Порядка ведения кассовых операций прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления. В случае обнаружения отклонений в датах между получением наличности в кредитной организации и оприходованием их в кассу в акте ревизии будет отмечено нарушение. По этому факту кассир учреждения, главный бухгалтер организации и руководитель должны будут представить объяснение. Обратите внимание, что ответственность в данном случае возлагается на всех перечисленных лиц без исключения (п. 39 Порядка ведения кассовых операций). В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб., на юридических - от 40 000 до 50 000 руб.

    Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения ККТ. В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о ККТ организации, в том числе и бюджетные учреждения, осуществляющие наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять кассовый аппарат, включенный в Государственный реестр контрольно-кассовой техники (ККТ).

    Неприменение ККТ разрешено только в случае оказании услуг населению с последующей выдачей бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам. Таким бланком строгой отчетности для бюджетных учреждений является Квитанция (ф. 0504510), утвержденная Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н. Для определения перечня услуг, оказываемых населению, необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), принятым Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

    Отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований. Согласно п. 13 Порядка ведения кассовых операций прием в кассу бюджетного учреждения наличных денежных средств должен производиться по Приходному кассовому ордеру (ф. 0310001). Приходный кассовый ордер оформляется при поступлении наличных денежных средств как при ручном, так и при автоматизированном способах ведения учета. Он выписывается в одном экземпляре и подписывается главным бухгалтером или уполномоченным лицом, регистрируется в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов по форме 0310003, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

    В соответствии с п. 14 Порядка ведения кассовых операций выдача наличных денежных средств из кассы учреждения осуществляется по Расходным кассовым ордерам (ф. 0310002), а в случае выдачи денежных средств под отчет нескольким лицам применяется Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ф. 0504501). При выдаче из кассы наличных денежных средств раздатчикам, которые определены приказом руководителя учреждения и с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности, учет ведется кассиром в книге учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного довольствия военнослужащих и стипендий по унифицированной форме 0504046, утвержденной Приказом Минфина России N 123н. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером учреждения или лицами, на это уполномоченными. Выдача денег кассиром и раздатчиком по одной ведомости запрещается.

    В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах имеется разрешительная надпись руководителя учреждения, подпись его на расходных кассовых ордерах необязательна (п. 14 Порядка ведения кассовых операций).

    В отличие от денежных средств, выдаваемых на приобретение ГСМ или иных материальных ценностей, выдача заработной платы, пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, премий, стипендий из кассы производится не по кассовым ордерам, а по платежным или расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем организации и главным бухгалтером. На титульном листе платежной (расчетно-платежной) ведомости делается разрешительная надпись о выдаче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера учреждения или лиц, на это уполномоченных.

    Приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам документы согласно п. 20 Порядка ведения кассовых операций погашаются штампом "Оплачено" и до передачи их в кассу регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Нумерация приходных и расходных кассовых ордеров должна осуществляться раздельно и не должна иметь пропусков. При невыполнении вышеперечисленных требований в акте ревизии будет отмечено несоблюдение Порядка ведения кассовых операций.

    Наличие исправлений в кассовых ордерах. В соответствии с п. 19 Порядка ведения кассовых операций приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или отпечатаны на машине (пишущей, вычислительной). Подчистки, помарки или исправления в этих документах не допускаются. В приходных и расходных кассовых ордерах должно быть указано основание для их составления и перечислены прилагаемые к ним документы.

    Выдача приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов на руки лицам, вносящим или получающим деньги, запрещается.

    Ведение неустановленного количества кассовых книг. В соответствии с п. 23 Порядка ведения кассовых операций каждое предприятие, организация, учреждение ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге должно быть заверено подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.

    В ходе проверок встречаются случаи, когда учреждения заводят в своем учете три кассовых книги: по бюджету, средствам, полученным от приносящей доход деятельности, и денежным документам. Данные действия рассматриваются как нарушение п. 23 Порядка ведения кассовых операций. Обращаем внимание читателей, что в утвержденной форме 0504514 Кассовой книги предусмотрено отражение поступления наличных денег как по бюджетным, внебюджетным средствам, так и по денежным документам. Учет операций с последними ведется на отдельных ее листах. Учет по видам денежных документов ведется в Карточке учета средств и расчетов по форме 0504051, утвержденной Приказом Минфина России N 123н (п. 108 Инструкции N 148н).

    Наличие подчисток и неоговоренных исправлений в кассовой книге. В соответствии с п. 23 Порядка ведения кассовых операций данные действия расцениваются как нарушение. В отличие от приходных и расходных кассовых документов в кассовую книгу могут вноситься исправления только по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями лиц, подписавших документы, с указанием даты внесения исправлений.

    Несвоевременное внесение записей в кассовую книгу. Согласно п. 24 Порядка ведения кассовых операций записи в кассовую книгу должны быть внесены кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир должен подсчитать итоги операций за день, вывести остаток денег в кассе на следующее число и передать в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

    Превышение установленного банком кассового лимита. На основании п. п. 5, 6 Порядка ведения кассовых операций денежные средства могут храниться в кассе учреждения в пределах лимитов, установленных банком по согласованию с руководителями учреждений. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Наличные денежные средства, превышающие установленный лимит остатка денежных средств, должны сдаваться в банк.

    Обратите внимание: превышение установленного лимита остатка наличных денежных средств в кассе учреждения является одним из грубейших нарушений кассовой дисциплины, которое в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ квалифицируется как административное правонарушение, влекущее наложение административного штрафа на должностных лиц учреждения - в размере от 4 000 до 5 000 руб., на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

    В соответствии с п. 2.5 Положения ЦБ РФ N 14-П лимиты остатка кассы распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах Федерального казначейства, устанавливаются учреждениями Банка России или уполномоченными кредитными организациями органам Федерального казначейства с учетом указанных распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представляется органами Федерального казначейства с учетом распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах Федерального казначейства в установленном порядке.

    Если учреждение не представило расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная бюджетным учреждением в банк денежная наличность - сверхлимитной. Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота учреждения с учетом особенностей режима его деятельности, Порядка ведения кассовых операций и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

    Бюджетные учреждения имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий. В указанных случаях превышение лимита кассы разрешается, но не свыше трех рабочих дней (для учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до пяти дней), включая день получения денег в банке (п. 9 Порядка ведения кассовых операций).

    Отсутствие договора с кассиром о полной материальной ответственности. В соответствии с п. 32 Порядка ведения кассовых операций при приеме кассира на работу должен быть издан приказ, затем данного работника обязаны ознакомить с Порядком ведения кассовых операций под роспись, после чего с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности.

    Кассир в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности работников несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный учреждению как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям. Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам (п. п. 33, 34 Порядка ведения кассовых операций).

    В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь и другое) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера учреждения или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем бюджетной организации. О результатах пересчета и передачи ценностей составляется акт за подписями указанных лиц (п. 35 Порядка ведения кассовых операций).

    Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности представлена в Приложении 2 к Постановлению Минтруда России от 31.12.2002 N 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества". Договор должен быть составлен в двух экземплярах, один из которых хранится в кадровой службе учреждения или в бухгалтерии. Отсутствие в учреждении договоров о материальной ответственности, заключенных с кассиром, свидетельствует о халатности руководства и отсутствии действий, направленных на сохранность наличных денежных средств.

    Несоблюдение требований по технической укрепленности помещений кассы. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении 3 к Порядку ведения кассовых операций. Согласно этому документу руководитель учреждения обязан обеспечить следующие условия хранения наличных денежных средств в кассе:

    Помещение кассы должно быть изолированным;

    Кассу следует располагать на промежуточных этажах (если здание многоэтажное);

    Касса должна закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы;

    Необходимо оборудовать специальное окошко для выдачи денег;

    Обязательно наличие сейфа или металлического шкафа для хранения денег, в обязательном порядке прочно прикрепленного к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами;

    Наличие огнетушителей;

    При больших поступлениях наличных денежных средств - наличие специального оборудования для проверки подлинности денежных купюр.

    Одним из основных факторов, определяющих уровень надежности охраны помещения кассы учреждения, оборудованного техническими средствами, является структура комплекса охранной сигнализации, которая определяется необходимым количеством рубежей охраны, охраняемых зон и шлейфов сигнализации в каждом рубеже.

    В целях сохранности денежных средств все наличные деньги и ценные бумаги в учреждениях должны храниться в несгораемых металлических шкафах, а в отдельных случаях - в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании работы кассы закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Ключи хранятся в металлических шкафах, а печати - у кассиров. Запрещается оставлять ключи и печати в общественных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей хранятся у руководителей учреждений. Проверка дубликатов должна проводиться не реже раза в квартал комиссией, назначаемой руководителем учреждения. Результаты проверки фиксируются в акте. Отсутствие вышеприведенных требований рассматривается как нарушение Порядка ведения кассовых операций, о чем ревизором будет сделана соответствующая запись в акте проверки.

    Отсутствие внутреннего контроля за наличными денежными средствами в учреждении. Действенной мерой контроля работы кассира является инвентаризация. Она бывает плановая и внеплановая. Случаи, когда проведение инвентаризации обязательно, установлены п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете. Кроме того, в соответствии с п. 37 Порядка ведения кассовых операций в учреждении в сроки, установленные руководителем, должна проводиться внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Заметим, что отсутствие внутреннего контроля в учреждении способствует возникновению недостач и хищений в кассе.

    Расходование денежных средств на цели, не соответствующие их получению. Наличные деньги, полученные учреждениями в банке, должны расходоваться на цели, указанные в чеке. Чековые книжки выдаются бюджетному учреждению органами Федерального казначейства бесплатно по его заявлению в порядке, установленном в 2009 г. Правилами осуществления операций по обеспечению наличными деньгами. В соответствии с ними бюджетное учреждение накануне дня получения наличных денежных средств представляет в ОФК:

    Заявку на получение наличных денежных средств (ф. 0531802);

    Денежный чек.

    При заполнении Заявки на получение наличных денежных средств в графе 5 разд. 2 указывается назначение платежа в соответствии с документом - основанием возникновения денежного обязательства и в графе 3 - код бюджетной классификации, в соответствии с которым должна быть осуществлена выплата (п. 9.2 Приказа Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н). На основании кассовой заявки заполняется денежный чек на получение наличных денежных средств, в котором указываются цели их получения (например, на выплату заработной платы, на командировочные, на хозяйственные нужды).

    Обратите внимание: приход в кассу и выдача из нее должны соответствовать целям получения наличных денежных средств с лицевого счета в ОФК, в противном случае действия администрации бюджетного учреждения ведут к нецелевому расходованию бюджетных средств.

    В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование бюджетных средств бюджетополучателями предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб., для юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

    Несоблюдение лимита расчетов наличными денежными средствами. При осуществлении расчетов наличными денежными средствами следует соблюдать лимит их предельного размера. В настоящее время предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке установлен в сумме 100 000 руб. (Указание Банка России от 20.06.2007 N 1843-У).

    За превышение этой суммы предусмотрена административная ответственность как должностных, так и юридических лиц в размерах, установленных ст. 15.1 КоАП РФ: для должностных лиц - в размере от 4 000 до 5 000 руб., для юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

    Выдача денежных средств, не подтвержденная распиской получателя. В соответствии с п. 27 Порядка ведения кассовых операций выдача денежных средств из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход учреждения.

    Выдача денежных средств лицу без документа, удостоверяющего личность, или без доверенности. Пункт 15 Порядка ведения кассовых операций обязывает кассира выдавать денежные средства по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу на основании документально подтвержденных сведений, удостоверяющих личность получателя, которые отражаются в расходном ордере. Если заменяющий его документ составлен на выдачу денег нескольким лицам, получатели также предъявляют указанные документы, удостоверяющие их личность, и расписываются в соответствующей графе платежных документов. Однако в последнем случае запись данных документа, удостоверяющего личность, на денежном документе, заменяющем кассовый расходный ордер, не производится.

    В соответствии с п. 16 Порядка ведения кассовых операций выдача денег лицам, не значащимся в штатном расписании бюджетного учреждения, также производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров. Выдачу денег кассир производит только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. Если выдача осуществляется по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег указывается фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Если выдача денег производится по ведомости, перед распиской в получении денег кассир делает надпись: "По доверенности". Доверенность остается в документах дня как приложение к расходному кассовому ордеру или ведомости.