Городская среда софинансирование. Пять вопросов о проекте "комфортная городская среда"

Финансирование региональных программ благоустройства, разработанных в рамках приоритетного проекта формирования комфортной городской среды, будет предусмотрено в федеральном бюджете в течение 5 лет до 2022 года. Средства должны быть выделены в размере не меньшем, чем в 2017 году. Таково поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления.

«Приоритетный проект по формированию комфортной городской среды и благоустройству работает с этого года. Только из федерального бюджета на эту работу было выделено 25 млрд рублей, а вместе с софинансированием региональных бюджетов сумма составила порядка 42 млрд рублей. В этом году мы уже увидели реальный результат этого приоритетного проекта. Поэтому со стороны региональных властей было много вопросов будет ли программа продолжена. Согласно поручению Президента, в течение следующих 5 лет, то есть до 2022 года эта программа продолжит свою работу», - прокомментировал глава Минстроя России Михаил Мень.

Как сообщил Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в число поручений Президентом вошел целый ряд задач, которые должны быть реализованы в рамках приоритетного проекта формирования комфортной городской среды. В первую очередь, это предусмотреть необходимое для реализации проекта финансирование на последующие 5 лет, а также задачи по совершенствованию законодательства и организационных мер в части благоустройства.

«Важно, чтобы региональные власти понимали долгосрочность этого приоритетного проекта и долгосрочность тех решений, которые принимаются сегодня. Еще важно, чтобы те долгосрочные программы, которые они разрабатывают сегодня, не были формальными. Необходимо, чтобы это были реальные планы, которые можно реализовать для комфортной жизни жителей этих населенных пунктов», - подчеркнул Михаил Мень.

Одно из принципиальных условий приоритетного проекта формирования комфортной городской среды - участие в принятии решений и их реализации граждан. Уже по предварительным итогам первого года реализации проекта, это условие признано эффективным, и, по поручению Президента, механизмы участия жителей в реализации проекта должны быть расширены.

С учетом того что обычно траты Москвы по статье «благоустройство» составляют 8-10% от федеральных, озвученная сумма ​30 млрд руб. на благоустройство всех городов России «выглядит незначительно», считает член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. В 2016 году на благоустройство только в Москве было потрачено около 40 млрд руб., но при этом, конечно, доходы столицы от налогов несоизмеримо выше остальных городов России, говорит Небольсин.

Как следует из паспорта приоритетного проекта, если бюджетных средств, предусмотренных программой формирования комфортной городской среды, не хватит, к софинансированию могут привлечь граждан и представителей бизнеса. С этой целью к 1 марта 2017 года должны быть внесены изменения в законодательство, которые уточнят, какие полномочия получат местные власти, чтобы переложить на собственников обязанности по содержанию прилегающих территорий, говорится в паспорте проекта.

Проект предусматривает составление публичного рейтинга благоустроенности муниципалитетов, что привлечет внимание «к решению одной из ключевых проблем современного состояния городской инфраструктуры — ее агрессивности и некомфортности для человека». Конечная цель, как говорится в документе, — «стимулировать самих граждан, представителей бизнеса к их вовлечению в реализацию мероприятий по благоустройству муниципалитетов, в том числе финансово».

Собеседник РБК, близкий кправительству, пояснил замысел авторов проекта: граждане и компании получат возможность подавать заявки в муниципалитеты на благоустройство территорий, после чего те организуют необходимые работы. Собственники недвижимости необязательно должны «скидываться». Они, например, могут принять участие в субботнике, говорит собеседник РБК. По его словам, вице-премьер Дмитрий ​Козак, который является непосредственным куратором проекта, «давно и планомерно продвигает идею, что собственники должны содержать в порядке фасады своих домов и прилегающую территорию».

Представитель Дмитрия Козака заявил РБК, что окончательной документации по проекту еще нет. «Проект еще прорабатывается, он в работе, решения еще не приняты», — подчеркнул он.

Андрей Чибис не ответил на вопросы РБК, касающиеся предполагаемого софинансирования населением проектов по благоустройству. В то же время он подтвердил, что в безусловном порядке проект предлагает гражданам участвовать в принятии решений по выбору концепции и дизайн-макета «знаковых объектов» для благоустройства. «Кроме того, мы вырабатываем механизмы поощрения активного участия и граждан, и бизнеса в таких проектах», — заявил Чибис РБК.

Ранее депутаты Госдумы от «Единой России», которые имели возможность ознакомиться с паспортом проекта, высказывали недовольство включением в документ пункта о софинансировании благоустройства гражданами, рассказал источник РБК в нижней палате парламента. «Депутаты спорили с чиновниками по поводу этого пункта, но добиться его исключения не удалось», — сказал собеседник РБК.​

Поборы по договоренности

В настоящее время стандарты благоустройства регулируются положениями Градостроительного кодекса. При этом существующие нормы не позволяют в полной мере обеспечить комфортную городскую среду, считает директор департамента консалтинга Knight Frank Ольга Широкова. Однако опрошенные РБК участники рынка не знают примеров, когда были бы законодательно закреплены обязательства девелоперов по благоустройству и содержанию близлежащей территории. По их мнению, участие компаний и граждан в формировании комфортной городской среды — во всем мире вещь исключительно добровольная.

Во многих развитых странах обустройством территорий обычно занимается муниципалитет, а застройщик подключается уже впоследствии, получая при этом соответствующую компенсацию, говорит директор по стратегическому развитию ФСК «Лидер» Павел Брызгалов.

В России наибольших успехов в соинвестировании в благоустройство городских пространств добились власти Москвы, считает директор департамента консалтинга и оценки S.A. Ricci Александр Морозов. «Бывает, что при согласовании проекта власти могут предложить девелоперу разбить парк рядом с будущим торговым центром», — рассказывает эксперт. Вопрос о дальнейших расходах на содержание парка при этом решается в каждом случае индивидуально. «После ввода жилого объекта близлежащая территория, как правило, делится на две части. Придомовая территория находится в управлении УК, тогда как все остальное — улицы, скверы и так далее — эксплуатируется муниципалитетом, поскольку для жильцов это слишком дорого», — говорит Брызгалов.

По словам директора по маркетингу MR Group Евгении Старковой, затраты на создание парков или скверов девелоперы рассматривают «как инвестиции в будущее», поскольку зеленая зона у жилого комплекса создает девелоперу реноме и гарантирует интерес к его последующим проектам.

Не исключено, что власти стремятся перенести столичный опыт на всю Рос​сию, отмечает директор отдела управления строительством CBRE Михаил Каплун. По его мнению, это оправданно только применительно к новым девелоперским проектам. «При этом требование по содержанию прилегающей территории к собственникам уже существующих объектов выглядит, скорее, как дополнительные поборы с бизнеса», — считает Каплун. Вопросы у эксперта вызывает софинансирование благоустройства со стороны граждан. «Подобное возможно только в таких зажиточных странах, как Германия, но не в российской глубинке», — заключает Каплун.

Отложенный эффект

Опыт показывает, что представители бизнеса нередко несут потери даже в том случае, если благоустройством близлежащих территорий занимаются власти. Так, при реализации в Москве программы «Моя улица» трафик магазинов стрит-ретейла в зоне реконструкции снизился в среднем на 20%, зафиксировали специалисты Watcom Shop Mechanics. В начале июля арендаторы магазинов в центре города фиксировали падение товарооборота на 30-50%. Они просили снизить арендную плату на 50%, однако собственники помещений редко соглашались на скидки больше 10-20%, говорила РБК директор направления стрит-ретейла Knight Frank Виктория Камлюк. Однако после завершения реконструкции, в 2016-2017 годах, трафик может вырасти до 30%, прогнозировали аналитики консалтинговой компании «Магазин магазинов».

В микрорайоне Дечинский города Вязники торжественно открыли отремонтированный двор, преображение которого стало возможно благодаря участию в федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда».

Губернатор Владимирской области Владимир Сипягин встретился с генеральным директором «Россети Центр» – управляющей организации «Россети Центр и Приволжье» Игорем Маковским и его коллегами. В числе участников встречи также были врио заместителя Губернатора Александр Байер и директор департамента ЖКХ Илья Потапов.

В августе этого года компания «Владимиртеплогаз» полностью перешла под контроль областной администрации. Крупнейшая в регионе теплоснабжающая организация стала уникальным примером предприятия, основной вектор развития которого направлен не только на извлечение прибыли, но и на повышение качества оказания коммунальных услуг.

Конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности» проводится ежегодно с 2000 года. Его цель - привлечение общественного внимания к важности решения социальных вопросов на уровне организаций и позволяет выявить лучшие социальные проекты, способствует созданию позитивного социального имиджа. Проведение конкурса - это возможность для организаций продемонстрировать активную...

Ход реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Жильё и городская среда», в который входит федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», проверили в Судогодском районе представители СМИ совместно с руководством департамента ЖКХ администрации Владимирской области.

Департамент ЖКХ и комитет общественных связей и СМИ администрации Владимирской области провели в Селивановском районе информационный день для журналистов по освещению хода реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в рамках нацпроекта «Жильё и городская среда».

Фонд содействия реформированию ЖКХ приступил к рассмотрению реестров контрактов по программе переселения граждан из аварийного жилья в рамках национального проекта «Жильё и городская среда». 11 июля правление госкорпорации рассмотрело первый реестр контрактов, который поступил от Владимирской области. В итоге было принято решение о перечислении региону денежных средств из федерального бюджета.

16 июля в администрации Владимирской области состоялось очередное заседание межведомственной комиссии по подготовке объектов энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы региона к работе в отопительном периоде 2019/2020 годов.

18 июля директор департамента жилищно-коммунального хозяйства областной администрации Илья Потапов на своей пресс-конференции рассказал журналистам о ходе реализации во Владимирской области национальных проектов, которые курирует возглавляемый им орган исполнительной власти. Это федеральный проект «Чистая вода» нацпроекта «Экология» и федеральные проекты «Формирование комфортной городской...

10 июля Губернатор Владимир Сипягин провёл совещание с представителями компании «Газпром межрегионгаз». В мероприятии приняли участие советник генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз» Юрий Пахомовский, генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» Алексей Конышев, руководители структурных подразделений администрации Владимирской области.

В этом году расселение граждан из аварийного жилья во Владимирской области ведётся в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Для его реализации в нашем регионе на 2019 – 2024 годы предусмотрено 4,7 млрд рублей из федерального бюджета, в том числе 390,15 млн рублей – в 2019 году.

3 июля врио заместителя Губернатора Александр Байер провёл заседание межведомственной комиссии при главе региона по реализации во Владимирской области федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», который входит в состав нацпроекта «Жильё и городская среда».

Великий Новгород с рабочей поездкой посетила Светлана Калинина, член Центрального штаба ОНФ, председатель регионального общественного движения по защите прав собственников жилья «Наш дом», эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни». В течение двух дней она изучила, как в Новгородской области реализуется программа «Комфортная городская среда», успев пообщаться с чиновниками, депутатами и местными жителями.

Едва прибыв в регион, Светлана Калинина попросила показать ей ближайший районный центр и отправилась в Шимск.

Мне бросилось в глаза то, что в маленьких городах нет тротуаров и дети вынуждены идти в школу по грязи и крапиве, - поделилась впечатлениями она.

По итогам поездки в Шимск член Центрального штаба ОНФ призвала также обратить пристальное внимание на территории, прилегающие к школам, открытые люки, работу ливнёвой канализации и неухоженность остановочных комплексов.

Затем эксперт провела несколько встреч с жителями многоквартирных домов, дворы которых планируется благоустроить в рамках программы в текущем году. Первая беседа прошла во дворе дома по улице Попова, 14/32.

В 2017 году мы начинаем программу «Комфортная городская среда». Нужно понять, готовы ли к ней жители, готовы ли муниципалитеты и региональная власть? Мы хотим изучить и устранить риски, чтобы программа 2018-2022 годов прошла без перебоев. Президент указал конкретно: мнение граждан должно быть приоритетным при формировании программы, - так сформулировала цели визита Светлана Калинина. - И в итоге здесь я увидела, что жители пока недовольны.

Затем член Центрального штаба ОНФ посетила Северный микрорайон, где пообщалась с представителями местного Совета общественности, актива жилого комплекса «Луговой» при участии депутата Новгородской областной Думы Андрея Ломанова и депутата городской Думы Светланы Петровой.

Жители рассказали о том, как территории у пруда стараниями Совета общественности удалось избежать застройки многоэтажками и попасть в программу «Комфортная городская среда». По мнению граждан, при реализации программы многие важные вопросы обсуждаются без их участия. Кроме того, непрозрачен принцип, по которому были поделены деньги на благоустройство парков и скверов:

Люди не вполне довольны тем, каким образом происходило распределение сумм на территории, попавшие в программу. Так, территория у «Лугового» заняла второе место в голосовании на сайте администрации, но получила всего порядка 4 миллионов, - говорит депутат гордумы Светлана Петрова. - Мы надеемся, что при реализации программы в 2018-2022 годах при подготовке проектно-сметной документации будут учтены пожелания граждан и этот объект станет приоритетным.

Также жители обеспокоены тем, что вокруг будущего парка начато строительство нескольких объектов. Действительно, уже сейчас здесь можно наблюдать строительные заборы.

Не совсем понятна политика областного департамента имущественных отношений, - отмечает депутат областной Думы Андрей Ломанов. - В то время как разрабатываются федеральные и муниципальные программы для благоустройства парков и скверов, люди активно их обсуждают, выясняется, что некоторые участки земли уже «вырваны» из территорий будущих парков и отданы под застройку. При этом делается это негласно, с жителям никто не советуется. Хотелось бы, чтобы департамент при выделении земельных участков координировал свои решения с городской администрацией, советовался с жителям и действовал в их интересах. Например, именно так происходит в Москве, когда участки земли не застраиваются точечно и хаотично, а наоборот освобождаются для организации на них рекреационных зон.

Немало вопросов, которые задают граждане, касаются благоустройства дворовых территорий. Так, председатель ТСЖ дома 120 по улице Большой Санкт-Петербургской Татьяна Кузнецова пожаловалась на то, что не понимает, почему её двор не попал в перечень, хотя находится в явно неудовлетворительном состоянии и заявка была составлена грамотно. По мнению Светланы Калининой, информация о том, каких критериев не хватило дворам и территориям, чтобы быть включёнными в перечень, должна быть опубликована в открытом доступе.

Тем не менее, член Центрального штаба ОНФ призвала людей проявить терпение, напомнив, что в каждом регионе и каждом районе есть свои проблемные точки:

85% дворов в стране требуют финансовых вливаний. В этом году мы отремонтируем 0,6%. - сказала она.

Ответив на все вопросы жителей, эксперт порекомендовала повторно подать заявку на включение территории у пруда в программу благоустройства на 2018-2022 годы. Напомним, ранее активу микрорайона удалось добиться у пруда в зону Р4, чтобы исключить возможность её дальнейшей застройки. Этот вопрос будет вынесен на ближайшее заседание городской Думы.

Один из главных вопросов, к которым намерена привлечь внимание Калинина, это процент софинансирования благоустройства дворов со стороны граждан:

Конечно, мы понимаем, что 90% - это запредельный показатель, который совершенно точно не направлен на благо людей. Те, кто могут столько заплатить уже давно построили и благоустроили собственные коттеджи, - говорит она. - Самый большой показатель, который я встречала в регионах - 13%. Жители Нижнего Тагила самостоятельно приняли такое решение. Я считаю, что здесь этот критерий должен быть пересмотрен. Эту позицию мы выразим и руководству Министерства строительства и в правительство региона. Ваши граждане готовы выходить на субботники и нанимать рабочих, поэтому следует также включить такой критерий как «физическое участие».

Также эксперт отметила, что до сих пор не определён порядок содержания благоустроенных территорий.

Эти и другие выводы Калинина озвучила в рамках круглого стола по благоустройству городской среды, в котором приняли участие общественники города и области, представители власти, эксперты.

Довольно жёстко эксперт высказалась о принципах межевания дворовых территорий, о которых ей рассказали жители:

Навязывать в собственность граждан проезды квартального значения и отказываться в противном случае принимать документы на участие в программе - это просто нарушение. Я прошу пересмотреть эту позицию, - заявила она.

Удивил члена Центрального штаба ОНФ и критерий, согласно которому собственники должны сами провести межевание.

Если есть дыры в законодательстве, которые препятствуют реализации программы, то круглые столы ОНФ должны стать связующей нитью в их устранении, считает Светлана Калинина.

Порядок предоставления субсидий на реализацию приоритетного проекта «Формирование современной городской среды в 2017 году» определен Постановлением Правительства РФ № 169 от 10.02.2017г.

На уровне субъекта приняты Правила предоставления субсидий из бюджета УР бюджетам МО на благоустройство территорий городских округов, городских и сельских поселений, согласно которым для благоустройства дворовых территорий определен уровень софинансирования МО «Город Ижевск» в размере не менее 5.1% и собственников помещений многоквартирных домов в размере не менее 5 %.

В нем определены порядок, сроки представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в программу, а также перечень документов, которые необходимо предоставить.

«По условиям проекта на ремонт дворов требуется софинансирование: 5% - от муниципалитета и 5% - от жителей. 179 млн рублей должны быть направлены на восстановление асфальтового покрытия придомовых территорий, дополнительно привлеченные средства могут использоваться на обустройство детских игровых площадок, озеленение, установку скамеек и т.д. - на усмотрение жителей. В настоящее время представители управляющих компаний, районных Администраций проводят встречи с горожанами, и люди с пониманием относятся к нашему предложению о софинансировании, готовы вкладывать средства в обустройство своих дворов, - отметил Глава Ижевска Юрий Тюрин, - В прошлом году в столице Удмуртии отремонтировали 101 двор, на эти цели были направлены 90 млн рублей. В этом году количество дворов, где пройдут ремонтные работы, увеличится вдвое».

Заявки от дворовых территорий на участие в Программе необходимо направлять в администрацию того района, где территориально расположена дворовая территория.

Заявки принимаются до 14 апреля включительно. Далее районная комиссия сформирует Перечень дворовых территорий исходя из даты поступления заявок и лимита бюджетного финансирования.

Планируется определить равную сумму по всем пяти районам. 20 апреля все комиссии районов сформируют Перечни по району и направят их в Управление благоустройства и транспорта для включения в Программу. Не позднее 25 мая такая Программа должна быть утверждена Городской думой.

Дворовая территория не включается в Программу в следующих случаях:

Многоквартирный дом, входящий в дворовую территорию, признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу;

В 2017 году и (или) 2018 году запланирован ремонт инженерных коммуникаций и иных объектов, расположенных на дворовой территории;

У многоквартирного дома, входящего в дворовую территорию, претендующую на включение в Программу не истек гарантийный срок после ввода его в эксплуатацию (новые дома);

По заявленному перечню работ ранее, полностью или частично, работы проводились за счет средств бюджета какого-либо уровня.

Жители могут обращаться: