Что такое проведение ценового аудита. Технологический и ценовой аудит (ТЦА)

По поручению Правительства России Минстрой разработал изменения в законодательство, направленные на внедрение обязательного технологического и ценового аудита (ТЦА) обоснования инвестиций проектов с государственным участием. Об этом 22 февраля на совещании сообщил замглавы ведомства Хамит Мавлияров в рамках рабочей поездки в г.Самару.

Как пояснил замминистра, перед принятием решения о строительстве объекта за счет бюджетных средств, застройщик в обязательном порядке должен будет подготовить обоснование инвестиций - документацию, которая будет включать в себя в том числе проект задания на архитектурно-строительное проектирование объекта и содержать краткое описание инвестпроекта.

Требования к составу и содержанию обоснования инвестиций устанавливаются Правительством РФ. В состав включаются сведения об основных архитектурных, технологических, конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решениях, а также обоснование предполагаемой предельной стоимости строительства или реконструкции объекта. Кроме того, в документе должна содержаться информация о технологическом и инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, проект организации строительства, задание на проектирование и перечень мероприятий по охране окружающей среды, обеспечению пожарной безопасности, соблюдения требований энергетической эффективности зданий.

Все отраженные в обосновании инвестиций решения будут оцениваться на предмет их экономической эффективности и соответствия современному уровню развития техники и технологий.

Срок проведения ТЦА не должен превышать 32 рабочих дня в зависимости от сложности объекта строительства. В заключении ТЦА должны содержаться экспертная оценка и выводы о возможности оптимизации выбранных решений, основного технологического оборудования, а также планируемых к применению строительных и отделочных материалов, сокращения сроков и стоимости строительства в целом и отдельных его этапов. После этого будет приниматься решение о целесообразности строительства объекта. Материалы обоснования инвестиций и результаты его аудита разместят в единой базе, на основе которой создается электронный портал для общественного обсуждения указанных материалов.

«Обоснование инвестиций и его аудит – мера, которая позволит добиться оптимизации затрат на проектирование и строительство объекта без снижения качества и при сохранении безопасности строительства», - отметил замминистра Хамит Мавлияров.

АО «НИЦ «Строительство» проводит технологический и ценовой аудит (ТЦА) проектов, в том числе Центр уполномочен проводить публичный технологический и ценовой аудит крупных инвестиционных проектов с государственным участием.

Осуществлять эффективный контроль над строительством и с технической, и с финансовой точки зрения дает возможность технологический аудит. НИЦ «Строительство» проводит такие работы при продаже, после окончания очередного этапа строительства или при переходе объекта к другому подрядчику и в других случаях.

Технологический аудит дает возможность контролировать качество, объем, и стоимость фактически выполненных работ. По его результатам выдается техническое и юридическое заключение об обоснованности понесенных расходов, проверяется система контроля и управления качеством, а также оценивается применяемые технические и технологические решения. Также производится проверка состояния строительного оборудования, обследуются здания и сооружения, конструкций, инженерные коммуникации, инженерные системы и сети.


Важный этап аудита - проверка проектной и технической документации. Специалисты компании делают экспертное заключение об обоснованности используемых конструктивных решений и соответствия технических документов положениям нормативов в области безопасности строительства.

Выводы по всем этапам технологического аудита, включая анализ документации, экспертизу объекта, контроль качества работ, оценку соответствия заявленной стоимости, включаются в экспертное заключение.

Преимущества выполнения технологического и ценового аудита строительства в НИЦ «Строительство»

Опыт работы с существующими нормативно-техническими правилами в сфере строительства, использование оригинальных методик и уникальный научный опыт специалистов позволяет реализовать все цели технологического и ценового аудита исключительно грамотно и оперативно. Многоэтапный контроль дает возможность обеспечивать высокое качество услуги.

Преимущества сотрудничества с «НИЦ «Строительство»:

  • использование современных методов позволяет производить обследования с минимальными потерями времени;
  • нацеленность на результат повышает мотивацию персонала и качество услуги;
  • высокий интеллектуальный уровень персонала способствует максимальному повышению качества строительного аудита.

Заказать ценовой и технологический аудит можно, обратившись в представительство «НИЦ «Строительство».

Мероприятия по ценовому аудиту строительства включают работы по определению стоимости произведенных строительных и монтажных работ, сравнению фактических и проектных значений смет. Кроме того, анализируется разрешительная документация. Ценовой аудит необходим заказчикам, которые хотят быть уверенными в целесообразности строительства в экономическом и техническом плане.

Данный вид проверки представляет собой достаточно трудоемкий и сложный процесс. Помимо непосредственного исследования объекта, аудит включает установление обязательств инвесторов и застройщиков, анализ договорных отношений. При проведении ценового аудита строительства в Москве и регионах России заказчик работ должен предоставить полный пакет документации: сметы, геодезические и инженерные изыскания, проект, особенности конструкции и т. д.

Основные этапы ценового аудита строительства

АО «НИЦ «Строительство» в процессе проверки объекта выполняет следующие работы:

  • определение качества, объема и стоимости выполненных строительных работ;
  • выявление рыночной стоимости исследуемого объекта на основании его реального технического состояния;
  • проверка объемов, стоимости и качества выполненных работ, не включенных в сметную документацию;
  • установление сроков окончания строительства;
  • проведение сравнительного анализа выполненных работ с проектными значениями. В процессе ценового аудита строительства проверяется соответствие цен на материалы, оборудование, технологии с заявленными данными в проекте;
  • исследование разрешительной документации, анализ договора между инвесторами и строительной организацией;
  • тщательное изучение сметной документации на обоснованность суммы строительства;
  • расчет реальной стоимости строительства с учетом обнаруженных дефектов.

По требованию заказчика в ценовой аудит строительства могут быть включены дополнительные разделы.

Аудит инвестиционных проектов позволяет контролировать инвестиции уже на этапе планирования. При корректном подходе к вопросу можно заранее предусмотреть возможные ошибки и принять меры, позволяющие таковых избежать. Технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов - это средство, дающее оценку задуманному плану еще до начала его воплощения.

Важные особенности

Если запланирован аудит, обратите внимание на:

  • Альтернативные проекты, в которые можно вложить средства. Сравните их с выбранным и проанализируйте, какие есть сильные и слабые стороны у каждого из вариантов. На базе полученных данных можно принимать окончательное решение.
  • Управленческие решения, предварительно подведя под них жесткую базу, которую нельзя оспорить. Важно, чтобы при этом были задействованы ключевые показатели, значимые для любого предприятия, то есть оплата труда, эффективность с точки зрения экономики, социальная составляющая.
  • Аудит инвестиционно-строительных проектов, а также в других областях обязательно подразумевает обоснованный подход к выявлению рисков, сопровождающих воплощение идеи в жизнь.
  • Корректирование доходной составляющей и трат таким образом, чтобы удалось обойти рискованные ситуации.

Технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов позволяет получить такой отчет, на основе которого предприниматель может принять корректное решение в сфере управления организацией. Именно на основе детального анализа ситуации можно определить, привлекателен ли тот или иной проект для инвестирования.

Самое актуальное

Публичный технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов наиболее актуален в области строительства. В этой сфере в последние несколько лет наблюдается наращивание объёмов вложений со стороны государства, благодаря чему повысились требования к методикам контроля. Последние изменения в экономике и практике ведения бизнеса показали, что необходимо работать над новыми методами оценивания и регулирования эффективности вложения денег в те или иные идеи.

В ответ на эту необходимость предприимчивые люди быстро смогли создать такие методики аудита, которые позволили системно изучать объекты инвестирования, комплексно их оценивать при учете всех значимых факторов. В наше время наиболее высоко ценятся те результаты, которые показывают независимые экспертизы. При этом производится оценка следующих составляющих:

  • экономическая;
  • технологическая;
  • техническая.

Хотя сперва технологический ценовой аудит крупных инвестиционных проектов был разработан как наиболее результативный вариант применительно к области строительства, со временем он стал актуален и для других сфер, в которые выгодно вкладывать деньги.

Специфика оценки

Программа аудита инвестиционных проектов предполагает, что над оцениванием трудятся независимые эксперты разных областей, которые рассматривают все этапы жизненного цикла объекта. Для того чтобы получить корректный результат, наиболее разумно обратиться к некоей независимой компании с хорошим рейтингом и высоким уровнем доверия. Это поможет оптимизировать решения в разрезе используемых технологий и особенностей проекта, а также повысить эффективность применения денежных вложений.

Качественный и точный ценовой аудит инвестиционных проектов позволяет занизить цену реализации проекта при уменьшении длительности его воплощения в жизнь. При правильном подходе и учете всех знаковых факторов рабочий процесс будет экологически безопасным и эффективным с точки зрения расходования энергии, если речь идет о строительстве.

Контроль и поддержка

Государство не оставило без внимания все те возможности, которые дает публичный аудит инвестиционных проектов. В последние годы оно предоставляет определенные преференции тем, кто готов с вниманием отнестись к таким возможностям. Был введен в действие план на период с 2013 года до 2018, направленный на то, чтобы крупные проекты, в которые выгодно вкладывать деньги, прошли мероприятия аудита.

Цели и возможности

Проведение технологического аудита инвестиционного проекта дает возможность оценить, насколько корректно были выбраны решения:

  • конструктивные;
  • технологические.

Также обязательно оценивается, соответствуют ли применимые методологии и технологии уровню развития. Если речь идет о строительной площадке, эксперты уделяют внимание применяемым техническим средствам и строительным материалам, анализируют, какие технологии используются при возведении объекта, учтены ли инновационные разработки, внедрены ли передовые методики. Они проверяют, соответствует ли строительная площадка нормативам, требованиям производства. Суммарно это позволит сделать выводы о том, насколько эффективно тратятся бюджетные деньги, вложенные в проект. Кроме того, аудит инвестиционных проектов дает возможность повысить конкурентоспособность конкретного объекта.

Ценовой аудит как путь к успеху

Зачем проводится аудит инвестиционного проекта? Пример такой: до оценки объекта стоимость объекта была достаточно большой, что вызывало немало споров среди потенциальных инвесторов, считавших, что это неоправданные, завышенные цифры. Это, в свою очередь, ограничивало приток денежных средств и приостанавливало реализацию идеи. Проведение мероприятий по аудиту позволяет выявить недостатки, просчёты при определении стоимости, благодаря чему ценник заметно понижается. Так как итог анализа обязательно оформлен документально, подтверждён высококлассными экспертами, то это позволяет доверять объекту. Значит, больше инвесторов смогут принять возможность и вложить в нее деньги, а приток финансов ускорит воплощение идеи в реальность.

Ценовой аудит в наши дни представляет собой наиболее результативный метод, позволяющий улучшить отдачу инвестирования. В равной степени справедливо это и для крупных федеральных объектов, и для отдельных строительных площадок.

Предмет аудита

Аудит инвестиционных проектов проводится в разрезе следующих аспектов:

  • Оценка принятия решения в пользу того или иного метода (это касается конструктивных особенностей проекта и его технологий, инженерных и технических аспектов и архитектурных моделей). При этом учитывается и то, насколько велики будут в будущем расходы по эксплуатации объекта в течение полного жизненного цикла. Обязательно анализируется соответствие применяемых возможностей и технического, технологического уровня развития общества.
  • Оценивается, насколько удачным был выбор в пользу того или иного технологического решения. При этом анализируется соответствие требованиям к работам, услугам, продуктам. Эксперты уделяют внимание наличию альтернативных методов выработки продукта, позволяющих добиться лучшего результата или аналогичного.

Когда производится аудит инвестиционных проектов, аналитики приводят обоснования в пользу некоторого технологического решения. При этом анализируется, создаются ли новые товары и продукты в ходе рабочего процесса или же модернизируются старые, либо нет ни того ни другого. Обязательно учитываются отдельно услуги и работы гражданского назначения. Экспертная оценка дается только с учетом специфики технологического процесса и его соответствия уровню развития нашего общества.

Тонкости аудита

При проведении оценки проекта, позволяющей сделать выводы о разумности вложения средств в некоторый объект, обязательно нужно проанализировать следующие тонкие моменты:

  • Выбор в пользу применяемого оборудования (принято прибегать к укрупнённой номенклатуре). Оценивают, соответствует ли результат работ ожидаемому обществом на текущем техническом уровне развития.
  • Сроки, подготовительные этапы и период реализации проекта в целом. Аналитики делают выводы об оптимальности временных рамок или необходимости их корректировки.
  • Риски, сопряженные с воплощением проекта в жизнь. Эксперты обращают внимание на технологические аспекты возможных опасных ситуаций, экономические и временные.

В ходе аудита проекта обязательно обращают внимание на предельную цену реализации. В нее необходимо включить расходы, рассчитанные в соответствии с укрупненными показателями. Учитываются аналогичные проекты, возводимые в той же стране, а также заграницей. Сравнительный ценовой анализ должен строиться на базе данных, полученных с разных строительных площадок, где работы ведутся в условиях, близких к тем, что свойственны анализируемой.

Результатом аудита становится экспертное заключение, подтверждённое подписями всех принимавших участие в анализе лиц. Оно составляется в форме, утвержденной на государственном уровне, и позволяет потенциальному инвестору принять окончательное решение в пользу проекта либо отказаться от него.

Аудит: когда проводим?

Несомненно, задачи по оценке некоторого проекта, привлекательного с точки зрения инвестиций, представляют собой ответственный и сложный процесс, требующий вложения времени и денег. Это означает, что проводить его нужно далеко не всегда. Обращаться к частной или государственной компании за экспертизой следует, если необходимо подтвердить, что тот или иной проект действительно будет эффективен по мере его реализации. Также оценка позволяет найти альтернативные варианты, благодаря которым можно уберечь свои интересы.

Аудит незаменим, если необходимо убедиться, что в рабочем процессе используются именно те технологии, которые заявлены в проектной документации. Оценка позволяет уточнить их современность, эффективность и результативность при учете специфики экономики и уровня развития. Это важно: аудит позволяет делать выводы относительно применяемых технологий, материалов и возможностей именно на момент проведения оценки. Это не означает, что уже завтра его результаты будут по-прежнему актуальны, так как есть вероятность внезапного открытия принципиально новых подходов, методик и способов решения тех или иных практических задач.

Корректность и актуальность

При аудите обязательно поверяется сметная документация. Этот этап позволяет делать корректные выводы о следующих аспектах:

  • наличие достаточного обоснования всех запланированных расходов;
  • соответствие оборудования и материалов;
  • адекватность проекта относительно рыночной стоимости.

Внимание уделяют всем без исключения!

При аудите эксперты проверяют, насколько корректно используются финансы, выделяемые на реализацию объекта. Если подрядчик утверждает, что он достиг некоторого важного уровня, показателей в реализации, то в ходе аудита можно удостовериться, что эта информация точная и правильная, соответствует действительности и достойна доверия. При этом анализируются заявленные в проектной документации показатели и производится сверка их с реальным положением дел.

В некоторых случаях оценочные мероприятия позволяют сделать вывод о том, насколько обоснованы те или иные решения, примененные в ходе строительства. В этом случае результаты анализа будут содержать выводы о стоимости объекта при учете технических параметров.

Заказываем?

Какие юридические лица чаще всего обращаются к услугам экспертов? Практика показывает, что такого рода сервис актуален для предприятий, располагающих государственными деньгами, а также тех компаний, в которых государство принимает участие.

То, какой ответ получит заказчик, напрямую зависит от того, на каком этапе реализации проекта было решено обратиться к сторонним экспертам с целью аудиторской проверки. В некоторых случаях следует рассчитывать на рекомендации, которые помогут оптимизировать рабочий процесс и сделать его более выгодным. Здесь эксперты предлагают технологические и технические варианты решения сложных ситуаций, которые могут способствовать завершению строительства в кратчайшие сроки при минимизации затрат. Если аудит запрошен на этапе, когда уже готовится документация по объекту, тогда эксперты подскажут, как пройти государственную экспертизу. Работающие над проектом специалисты узнают от независимых экспертов, какие недоработки были допущены, получат рекомендации, позволяющие повысить качество проекта.

Подводя итоги

Итак, аудит инвестиционного проекта представляет собой процесс, который дает возможность получить информацию о том, насколько проект выгоден, перспективен и оптимизирован. Аудиторская проверка позволяет понять, нужно ли строительство в принципе, а также выявить альтернативные методы создания аналогичного объекта с меньшими затратами. Аналитики изучают примененные технологии и материалы и делают вывод об их адекватности, современности, разумной стоимости.

Основное преимущество аудита - независимость. Это выделяет его на фоне государственной экспертизы, сопряженной с конфликтом интересов, так как там оценку проведенным мероприятиям дают те люди, которые их проводили. А вот в случае аудита привлекаются сторонние специалисты, способные корректно оценить реализованное, и проанализировать, что и каким образом можно улучшить.

Члены Национального объединения Технологического и ценового аудита (НО ТЦА) приняли участие в разработке поправок о порядке утверждения инвестиционных программ энергетических компаний и контроле за их реализацией, в рамках которого основным инструментом должен стать технологический и ценовой аудит. Эти поправки утверждены Постановлением Правительства № 132 (от 16.02.2015г.).

Член Правления НО ТЦА и секретарь Совета потребителей при Правительственной комиссии по развитию электроэнергетики Борис Ярышевский принял участие в разработке ряда принципиальных поправок, изменяющих порядок подготовки и утверждения инвестиционных программ в элекроэнергетике.

«Принятые правительством поправки вносят революционные новшества в порядок формирования и утверждения инвестиционных программ энергетических компаний, - отмечает Борис Ярышевский. – Эти изменения сделают процесс стратегического планирования в электроэнергетике в целом более прозрачным, позволят комплексно подходить к развитию энергосистемы, увязывая между собой проекты в генерации и электросетевом хозяйстве».

Основная суть внесенных поправок сводится к следующим пунктам. Во-первых, устанавливаются ключевые показатели эффективности (КПЭ) реализации инвестиционных программ, а также отдельных инвестиционных проектов субъектов электроэнергетики. Таким образом, можно будет увязать Стратегию развития электросетевого комплекса и инвестиционные программы, как основной механизм достижения поставленных целей. Кроме того, вводится понятие паспорт инвестиционного проекта, по которому можно будет проследить, для чего строится тот или иной объект.

Во-вторых, перечень компаний, на которые распространяется новый порядок утверждения инвестиционных программ, пополнился ОАО «Русгидро», ОАО «Росэнергоатом», а также рядом энергокомпаний, находящимися в собственности субъектов РФ.

В-третьих, на стадии проработки инвестиционных программ добавляется этап экспертного и общественного обсуждения. Более того, энергокомпаниям вменяется в обязанность прислушиваться к заключениям экспертов и отвечать на запросы, в том числе и Совета потребителей при Правительственной комиссии по развитию электроэнергетики, а в регионах - к межотраслевым советам потребителей при руководителе субъекта РФ, соответственно.

Самое главное, с точки зрения НО ТЦА, новшество – введение обязательной процедуры технологического и ценового аудита не только отдельных инвестиционных проектов, но и инвестпрограмм федеральных и региональных энергетических компаний в целом. Без результатов аудита инвестиционные программы не будут рассматриваться Минэнерго России. Это позволит существенно оптимизировать государственные инвестиции в развитие электроэнергетики и обеспечит действительно комплексный подход к решению многих вопросов. Например, стоит ли в конкретном случае создавать новые генерирующие мощности или дешевле построить ЛЭП и транспортировать электроэнергию других станции. «Во многих случаях идет дискуссия о том, что выгоднее: модернизировать уже имеющиеся энергетические мощности или выводить их из эксплуатации и строить новые. Комплексный технологический и ценовой аудит инвестиционных программ должен дать ответ на эти и многие другие вопросы», - подчеркивает Борис Ярышевский.

НО ТЦА намерено принять активное участие в разработке концепции технологического и ценового аудита инвестиционных программ совместно с Минэнерго России. Региональные отделения Национального Объединения, уже созданы в 5 субъектах РФ, еще в семи регионах этот процесс вошел в завершающую стадию, а до конца 2015 число региональных отделений будет доведено до 30. Через своих представителей Национальное объединение Технологического и ценового аудита намерено оказывать субъектам РФ необходимую и исчерпывающую методическую поддержку.

По мнению НО ТЦА, результаты технологического и ценового аудита отдельных проектов и инвестпрограмм энергетических компаний, в соответствии с Постановлением № 132, могут быть обобщены Национальным Объединением и стать основой для нормативных справочников - типовых технологических решений капитального строительства, утверждаемых Минэнерго России для последующей работы.

Пресс-служба НО ТЦА

Справка:
Некоммерческое партнерство «Национальное объединение технологического и ценового аудита» (НО ТЦА, ) создано для реализации задач по повышению эффективности расходов с государственным участием (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике").
НО ТЦА ставит своей целью консолидацию усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний с государственным участием, экспертных организаций и представителей экспертного сообщества для создания рынка технологического и ценового аудита, профессии аудитора, а также скорейшего внедрения механизма независимого публичного технологического и ценового аудита (ТЦА).
На сегодняшний день с использованием механизмов публичного технологического и ценового аудита в России реализованы проекты с рядом государственных компаний и корпораций, в том числе с ОАО «РЖД», ГК «Автодор»,ОАО «Русгидро», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Россети» и т.д. По данным на конец ноября 2014 года, совокупная выявленная экономия от публичного технологического и ценового аудита этих «пилотных» проектов составил более 60 млрд. рублей.
Среди задач НО ТЦА – разработка национальных стандартов и стандартов организаций для проведения аудита, работа по совершенствованию нормативной правовой базы и требований к экспертным организациям, развитие компетенций и квалификаций специалистов, оказывающих услуги по технологическому и ценовому аудиту.
Для реализации этих задач НО ТЦА привлекает ведущие институты и отраслевых экспертов из крупнейших международных и отечественных компаний, представителей государственных учреждений. Президентом НО ТЦА вляется Анна Лупашко, эксперт Государственной ДумыРФ, член Консультативного совета при Межведомственной комиссии Росфинмониторинга.

Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 N 382 (ред. от 01.10.2018) "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием")


Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 N 382 (ред. от 01.10.2018) "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием")


Анализ заключений по результатам обязательного публичного технологического и ценового аудита (при необходимости его проведения) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 382;

Обоснование наличия (отсутствия) объектов незавершенного по состоянию на 1 января текущего года строительства в предложениях об объемах бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП;